Психология пациентов с хроническими болезнями
Доктор Вадим Бережной
General practitioner, Medical expert, Head of the department of medical assistance.
Омоложение за рубежом |
---|
1. Что вызывает хронические болезни |
2. Психология людей с хроническими заболеваниями |
3. Помощь пациентам с хроническими недугами |
4. Психология детей с хроническими болезнями |
5. Воспитание детей с хроническими недугами |
Время чтения – 16 минут
Хронические болезни – это патологические состояния, которые длятся более 1 года и сильно ограничивают повседневную активность. Их можно контролировать, но нельзя полностью вылечить. В мире живут 2,5 миллиарда людей с хроническими заболеваниями сердца и легких, сахарным диабетом, ожирением, астмой, остеопорозом и онкологией. Каждый день им приходится сталкиваться с неуверенностью, стрессами и трудностями адаптации к своей болезни. Эта борьба приводит к развитию особых привычек и черт характера, которые отличают хронических больных от других пациентов клиник. В этой статье мы расскажем о психологии людей с хроническими болезнями и поделимся советами о том, как им можно помочь.
ФАКТОРЫ РИСКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ХРОНИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сообщает, что к развитию хронических болезней склонны:
те, кто регулярно употребляет алкоголь в больших количествах;
люди, которые ведут малоподвижный образ жизни;
люди с лишним весом;
те, у кого есть родственники с хроническими недугами.
Из книги “Элементарные привычки” Джеймса Клира мы составили два портрета, которые помогут понять как живет здоровый человек и какая жизнь у человека с высоким риском развития хронической болезни.
Образ жизни здорового человека
Активный человек, который каждое утро делает зарядку и совершает часовые вечерние прогулки перед сном. Он хорошо питается: в его рационе есть мясо, овощи и молочные продукты. Такой человек ест мало сладкой и жирной пищи. У него нет вредных привычек – он не курит, и может выпить немного алкоголя только в большой праздник. Он соблюдает баланс между работой и отдыхом, не переутомляется, проводит время с семьей. По жизни он спокоен и уравновешен, не таит обид, не злится из-за мелочей.
Образ жизни человека, склонного к развитию хронической болезни
Этот человек ведет сидячий образ жизни. За день он или она проходит меньше одного километра. После небольших физических нагрузок у него появляется одышка. Он не заботится о своем питании и ест то, что быстрее можно приготовить. Частые блюда на его столе – копчености, жирное мясо, замороженная еда из магазина. Он курит более 20 лет. Конечно, раньше он пытался бросить, но стрессы на работе и в личной жизни возвращали его к этой привычке. По вечерам любит выпить пива или чего-нибудь покрепче в хорошей компании. Он импульсивен, часто выходит из себя когда что-то не получается или окружающие его не слушают.
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ И ХАРАКТЕРА ХРОНИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ
Важно понимать, что каждый человек уникален и реагирует на болезнь по-своему. Кому-то проще принять новую жизнь, а кто-то до последнего борется за старые дела и привычки. Мы привели наиболее выраженные черты поведения людей с серьёзными хроническими заболеваниями.
Больше думают и переживают о других, чем о себе
Люди с хроническими болезнями в первую очередь думают о других. Они беспокоятся, каким ударом для близких может стать их диагноз и не говорят о нем. Они могут переживать о том, какие неудобства доставляют родным, о том что их болезнь мешает другим, заставляет других волноваться и тревожиться. Это приводит к тому, что больной старается их меньше напрягать, и показать, что все хорошо.
Работают без выходных и не берут больничные
Для того чтобы доказать окружающим свою силу, пациенты с хроническими болезнями взваливают на себя больше работы, чем могут выполнить. Таким образом они пытаются показать, что могут сделать столько же, сколько и здоровые люди и даже больше. Это приводит к усталости и ухудшению самочувствия, которое заставляет человека прилагать еще больше усилий. Таким способом пациент с хронической болезнью создает замкнутый круг.
Часто подавляют свои эмоции
Пациенты с тяжелыми заболеваниями хотят казаться сильными и показать близким, что с ними все в порядке. По этой причине они скрывают чувства горя, отчаяния, потери, ужаса или печали ото всех. Однако, это естественные эмоции и их не нужно стыдиться. Если их держать в себе, то они начинают накапливаться внутри и могут выплеснуться в любой неподходящий момент. Сокрытие своих истинных чувств и эмоций также отдаляет человека от близких, ставит между ними барьер. Со временем это приводит к развитию чувства одиночества и покинутости у пациента.
С трудом просят о помощи
Один из самых больших страхов хронического больного – стать обузой для окружающих. Они замечают, как изменилась жизнь близких после того, как им поставили диагноз. Они видят то, как родные им помогают. И по этой причине им стыдно просить большего, даже если необходимо. Человек не всегда может все сделать сам и выполнить все рекомендации доктора в одиночку.
Не умеют отказывать в помощи
Вместо того чтобы просить о помощи, хронические больные стараются всем помочь. Они почти никогда не отказывают другим в помощи и всегда готовы решить чужую проблему. Это связано со страхом, что их могут отвергнуть из-за отказа в помощи, и вместе тем помогает почувствовать свою значимость и полезность.
Стараются радовать окружающих
Пациенты с хроническими заболеваниями четко осознают, какие трудности переживают близкие из-за них. Поэтому они стараются сделать все возможное, чтобы порадовать их. И если для этого нужно казаться сильным и здоровым, много улыбаться и шутить сквозь боль, активно работать и помогать везде – они будут это делать, чтобы хоть близкие почувствовали, что их старания важны и полезны.
Постоянно напряжены и не умеют расслабляться
Лечение помогает контролировать симптомы хронической болезни, но не может предсказать их обострение. Поэтому человек живет в постоянном ожидании, что проявления болезни скоро вернутся. Это ожидание вселяет беспокойство перед будущем, страх строить долгосрочные планы, чувство неуверенности в себе.
ЧУВСТВО НЕУВЕРЕННОСТИ ПРИ ХРОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ
Жить с хроническим заболеванием – значит жить с повышенным чувством неуверенности. Пациент все время ожидает, что его симптомы обострятся и беспокоится, будет ли лечение работать, насколько оно окажется безопасным в длительной перспективе.
Американские психологи Кайл Мак-Кормик и Уильям Райт считают, что подобные мысли усугубляют тревоги и чувство стресса, искажают восприятие болезни, усиливают симптомы и боль, и иногда приводят к депрессии.
Такое поведение развивается из-за того, что хроническая болезнь обладает 4 свойствами: неоднозначностью, сложностью, недостатком информации и непредсказуемостью, которые полностью меняют жизнь человека.
Неоднозначность связана с тем, что человек не знает как реагировать на внезапно возникшие симптомы. Например, хронический больной переживает из-за любого симптома, например, кашля. Для него он может означать как обострение астмы, так и начало обычной простуды. И это вызывает постоянные сомнения и зацикленность на своем состоянии.
Сложность означает то, что пациент не понимает всего о болезни, действии лекарств и побочных эффектов. Для неспециалиста открывается новый сложный мир, в котором нужно во многом разобраться. Встреча с неизвестным усиливает неуверенность и тревожность.
Недостаток информации связан с тем, что медицине не все известно о том как лечить разные болезни, и по этой причине человек не может получить ответы на все вопросы. Одновременно, существует много мошенников, которые предлагают лечение нетрадиционными методами, опасными для жизни.
Непредсказуемость означает то, что пациент не может строить планы на далекое будущее. Даже засыпая, человек не уверен, сможет ли он на следующий день работать, провести время с семьей или ему станет хуже и придется обращаться к врачу.
Как бороться с чувством неуверенности и страхом неопределенности?
Кети Вирант – психотерапевт, которая помогает хроническим больным справиться со своим состоянием более 15 лет. Из своего опыта она предлагает перестать бороться против неопределенности, так как эта борьба истощает наши силы. Ее пациентам становится легче, когда они отпускают свои страхи перед будущим, начинают жить по принципу “здесь и сейчас” и принимают неопределенность как “естественный ритм жизни”.
Жизнь по принципу “здесь и сейчас” означает чувствовать и осознавать каждый приятный момент, без оглядки на прошлое и будущее. Он также значит иметь смелость строить долгосрочные планы, чаще соглашаться на спонтанные предложения.
КАК МОЖНО ПОМОЧЬ ПАЦИЕНТАМ С ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Канадский врач Габор Мате утверждает, что эмоциональный стресс лежит в основе неприятных симптомов и усугубляет их. По его мнению системы мозга, которые обрабатывают эмоции, тесно связаны с гормональной регуляцией, нервной системой и иммунной системой. По этой причине наши эмоции влияют на здоровье и самочувствие. И пациентам с хроническими заболеваниями в первую очередь нужно работать над тем, что они чувствуют.
Психологи из Американской психологической ассоциации APA предлагают несколько полезных советов хроническим больным, которые помогут им чувствовать себя лучше:
Примите свою болезнь
Если болезнь есть – ее нельзя отрицать. Вместе с болезнью в жизнь приходят ограничения и новые обязанности, которые нужно соблюдать, чтобы прожить долгую жизнь. Важно принять, что жизнь больше не будет такой, как раньше, но это не катастрофа. Ведь жизнь продолжается, и вместе с ней приходят теплые вечера с близкими, новые идеи, яркие моменты и впечатления.
Живите “здесь и сейчас”
Пациенты с хроническими болезнями не могут найти гармонию в душе из-за того, что вспоминают то, как хорошо было раньше, до болезни. Или наоборот – их постоянно беспокоит будущее и то как болезнь может разрушить их планы. Альтернативой этому мышлению будет ориентация в настоящее. Нужно отпустить прошлое и быть готовым принять любое будущее. Жить по принципу “здесь и сейчас” – значит полностью быть в настоящем моменте, без тревог о будущем или прошлом.
Занимайтесь майндфулнес (mindfulness) практикой
Практика майндфулнес – это развитие осознанности. Она поможет изменить мышление, научит думать о настоящем и наслаждаться жизнью “тут и теперь”. Люди, которые обучаются технике “осознанности” более спокойные и жизнерадостные. Они испытывают меньше стресса от повседневных вещей.
Для развития осознанности достаточно сесть в тихом месте, расслабиться, сконцентрироваться на дыхании или на ощущениях тела и обратиться к аффирмациям. Например, на каждом вдохе говорить себе: “У меня все будет хорошо”.
Также эффективно для этих целей помогут занятия йогой и освоение дыхательных упражнений. Кетрин Бушнелл из Американского общества боли сообщила, что йога притупляет восприятие боли. Практиковать майндфулнес и йогу можно от 5 до 30 минут в день.
Будьте открытыми с близкими
По словам Ульрики, пациентки с хронической болью в спине, поддержка близких помогает ей пережить ежедневную боль. Сначала она пыталась быть сильной и не показывать никому то, что ей больно. Но после общения с психологом она рискнула поделиться своими переживаниями с мужем и тот ее поддержал. Для нее стало большим облегчением выговориться и почувствовать то, что родные ее понимают и принимают. Искренность и открытость в отношениях – то, в чем в первую очередь нуждаются хронические больные.
Пациент может найти помощь в группах поддержки хронических больных. Для него это возможность поделиться своими переживаниями с людьми, которые проходят то же самое и разделяют его переживания и страхи. Если в городе не организовывают живые встречи, можно обратиться на форумы.
Разрешите близким вам помочь
Жить станет проще, если впустить в нее близких людей. И она станет легче, если позволить другим себе помочь. Стремление взять на себя больше, чем возможно негативно влияет на здоровье, утомляет, усугубляет некоторые симптомы. Близкие люди помогут не только психологически, но и физически – в работе, выполнении рутинных дел. Никто не посчитает слабостью призыв о помощи. Серж Гудман как-то высказался на этот счет: “Сила человека заключается в способности признавать свои слабости”.
Стройте планы на будущее
Не бойтесь ставить цели и мечтать. Это придаст сил и мотивации бороться дальше. Планирование долгосрочных целей станет доказательством оптимизма и веры в то, что болезнь не помешает реализации важных планов. Это простое действие также поможет снова вернуть смысл жизни и надежду. Обязательно нужно включать в планы родных и близких. Для пациента важно знать, что в будущем у него всегда будет поддержка.
ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
В первое время дети ведут себя напряженно. Они постоянно думают о диагнозе, плохо спят, нервничают, избегают мыслей о болезни. Дополнительный стресс у детей вызывают изменения в образе жизни: усиление родительского контроля, постоянные визиты в больницу, неприятное лечение, изменения во внешнем виде, потеря связи с друзьями и одноклассниками. На фоне этих событий дети становятся замкнутыми, раздражительными или капризными. У них снижается самооценка, развивается неприязнь к себе и к своему телу, теряется интерес к любимым занятиям.
Важно знать
В мире живут более 375 миллиона детей с хроническими болезнями. Часто у них встречается астма, диабет, рак, сердечные патологии. Обнаружение опасной болезни вызывает страх и шок не только у ребенка, но и у всей семьи.
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ХРОНИЧЕСКИМИ БОЛЕЗНЯМИ
При воспитании ребенка с хронической болезнью важно обеспечить ему безопасное окружение, атмосферу тепла и принятия. Важно, чтобы ребенок мог заниматься привычными вещами, учиться, общаться с друзьями, заниматься хобби и при этом был самостоятельным. Это поможет ему почувствовать то, что он такой же, как и другие дети, несмотря на некоторые ограничения.
Вести счастливую жизнь с хронической болезнью и добиваться успеха возможно. Это сделали известный певец Ник Джонас с диабетом 1 типа, Леди Гага с фибромиалгией, модель Белла Хадид с болезнью Лайма и многие другие.
Вести счастливую жизнь с хронической болезнью и добиваться успеха возможно. Это сделали известный певец Ник Джонас с диабетом 1 типа, Леди Гага с фибромиалгией, модель Белла Хадид с болезнью Лайма и многие другие.
Детский педиатр Дебора Консолини помогает детям с хроническими заболеваниями 23 года. Из своего опыта она предлагает родителям несколько советов о том, как помочь ребеку в этот непростой период:
Внимательно соблюдайте рекомендации врача по приему лекарств. Нельзя менять дозировку препаратов или пропускать их прием.
Заранее уточните у доктора, может ли ребенок продолжать заниматься любимыми делами или стоит ему найти альтернативное занятие. Некоторые хобби, например, активный спорт, могут быть опасными для жизни при некоторых заболеваниях.
Позаботьтесь о том, чтобы ребенок продолжал обучение. Некоторые дети могут продолжать посещать школу вместе с другими детьми. В редких случаях требуется обучение на дому по специальной программе. Это можно устроить, поговорив с администрацией школы.
Позвольте ребенку быть самостоятельным. Разрешите ему принимать решения, выбирать себе хобби, интересы, друзей. Это позволит ему почувствовать себя свободнее и придаст уверенности в себе.
Обучите ребенка заботиться о себе. Хроническая болезнь не должна быть поводом устраивать беспорядок в комнате или поощрять леность.
Расскажите ребенку все, что знаете о болезни, о том как ее лечить и какие лекарства он принимает. Эта информация снизит стресс из-за недостатка информации о своей болезни. Важно научить ребенка самостоятельно принимать нужные лекарства в правильных пропорциях.
Создайте дома теплую атмосферу, поощряйте открытость и искренность в семье. Это позволит ребенку чувствовать себя в безопасности дома и поможет ему раскрыться, поделиться личными переживаниями.
Поощряйте общение с друзьями. Дети с хроническими заболеваниями часто закрываются от других людей. Если ребенок находит себе друзей – помогайте их дружбе. Позвольте ему приглашать гостей или вместе посещать интересные мероприятия и ребенок станет намного счастливее.
Психолог также поможет ребенку с хронической болезнью. Во время консультаций ребенок сможет поделиться своими настоящими переживаниями и тревогами в безопасной обстановке. Психолог также может поработать над повышением самооценки ребенка, объяснить ему важность соблюдения некоторых ограничений и выполнения плана лечения.
Психолог работает не только с ребенком, но также с мамой, папой и ближайшими родственниками. Родители часто тяжело переживают за то, что с их ребенком случилось болезнь. На консультациях психолог поможет принять, что болезнь ребенка случилась не по их вине и ее нельзя было предотвратить. Вместо того чтобы оглядываться в прошлое, психолог научит смотреть в будущее и видеть в нем надежду.
Если болезнь мешает ребенку учиться и самостоятельно выполнять повседневные действия, к процессу лечения нужно подключить детского нейропсихолога. Нейропсихолог – это специалист, который предложит и проведет специальные развивающие программы. Эти программы более индивидуальны и учитывают состояние развития ребенка на физиологическом уровне.
Резюме
Хронические болезни вызывает курение, употребление алкоголя, малоподвижный образ жизни, плохое питание, лишний вес. Женщины и люди преклонного возраста в зоне риска развития таких заболеваний.
Хроническим больным свойственно скрывать свои эмоции, взваливать на себя много работы, переживать за других больше, чем за себя. Они с трудом просят помощи и признают свои слабости.
Непредсказуемость течения болезни вызывает у человека чувство неопределенности, неуверенности в будущем. Оно приводит к постоянному напряжению, ожиданию худшего, страху перед составлением долговременных планов.
Принятие своей болезни, жизнь по принципу “здесь и сейчас” и практика техник осознанности помогут хроническому больному избавиться от тревог и беспокойства.
Общение с близкими и их поддержка являются важной частью жизни пациента с хронической болезнью. От этого нельзя отказываться. Чтобы построить доверительные отношения с близкими важно быть искренним и честно делиться своими эмоциями, переживаниями и страхами.
Дети тяжело переживают постановку диагноза о хроническом заболевании. Они становятся раздражительными, постоянно думают о болезни и ее последствиях. У них снижается самооценка и развивается чувство непринятия себя.
Чтобы помочь своему ребенку справиться с хроническим заболеванием, создайте дома атмосферу тепла и принятия. Пусть ребенок почувствует, что может доверять близким. Родителям важно воспитывать в ребенке самостоятельность и умение позаботиться о себе. В кругу семьи нужно поощрять общение ребенка с друзьями.
Помочь пациенту с хронической болезнью может психолог. Со специалистом можно поделиться тайными страхами и переживаниями в безопасной обстановке.
Специалисты международной медицинской платформы MediGlobus помогут организовать поддерживающее лечение за границей для пациентов с хроническими болезнями. Оставляйте свою заявку и мы поможем попасть в клинику, где врачи вас услышат и будут заботиться о вашем здоровье.
Получить бесплатную консультацию
Источники:
- 1. World Health Organization
- 2. American Psychological Assosiation
- 3. Psychology Today
- 4. Article: Interview with chronic pain patients
- 5.MSD:Children with Chronic Health Conditions
Планирование медицинской поездкиПсихология
Доктор Вадим Бережной
General practitioner, Medical expert, Head of the department of medical assistance.
Альбина Головина
Работает в сфере медицинского копирайтинга 2 года. Учится на аспирантуре факультета психологии. Автор нескольких научных публикаций в области клинической психологии. Дополнительно изучает физиологию ЦНС, нейропсихологию и психиатрию. В свободное время изучает практики mindfulness и проводит психологические консультации.
Похожие посты
Гайд для пациента — как подготовиться к медицинской поездке за рубеж?
Читать дальше
Почему пациентам из СНГ выгодно обратиться за вторым мнением в зарубежную клинику?
Читать дальше
2020 — год здоровья. ТОП-5 рекомендаций от MediGlobus
Читать дальше
Глава 5. Методика изучения соматонозогнозий
Порой больные реагируют на собственные представления о болезни в большей степени, чем непосредственно на ее проявления. Поэтому надо знать ту социальную среду, в которой находился больной в течение жизни, и взгляды на болезни, существовавшие в ней. В одних семьях болезнью часто пренебрегают в других — к ней повышенное внимание. В последнем случае легче формируются истерические реакции. Следует постоянно уточнять психологическую настроенность больного; для этого регулярно беседовать с его родственниками и знакомыми, использовать данные клинического наблюдения.
Результаты изучения анамнеза жизни и болезни подкрепляются и дополняются обследованием и наблюдением больного. Осмотр больного приобретает важное значение. Оцениваются высказывания, суждения, поведение, касающиеся болезни, которые и отражают психологическую оценку объективного состояния. Осмотр не следует сопровождать комментариями диагностического характера.
При психологической оценке жалоб следует учитывать манеру, последовательность их изложения; важно, как больной их интерпретирует, на что больше акцентирует внимание. Имеет также значение то, как предъявляются жалобы: робость, неловкость, застенчивость, тревожная напряженность или, наоборот, спокойствие, открытость, обнаженность. Из оценки жалоб выясняется, как больной реагирует на свои ощущения. Исходя из этого, врач может составить представление о том, какой из компонентов (дискомфортный, алгический или дефицитарный) наиболее причастен к заболеванию, и таким образом выяснить, как больной понимает свою болезнь: адекватно, недооценка, преувеличение, витальная угроза и т. д. Ограниченное время не всегда позволяет врачу подробно выслушивать и анализировать обстоятельные жалобы пациентов, нередко весьма мнительных и склонных к ипохондрическим высказываниям. Это порой вызывает у больных раздражение, что осложняет контакт с ними и затрудняет оценку их психологического состояния. Поэтому во всех случаях беседа врача должна быть спокойной, ровной, не давать поводов для отрицательных эмоций.
Определяя психологические особенности больного, врач в первую очередь оценивает его интеллект, эмоционально-волевую сферу и поведение. Об интеллекте судят, в частности, по умению оперировать наличной информацией, по способности логично излагать свои мысли проявлять последовательность в суждениях. Следует обращать внимание на отсутствие системности в изложении какого-либо материала, поверхностный анализ фактов, необоснованные заключения и выводы. Исследование интеллекта позволяет определить способность к интрапсихической переработке болезненных проявлений, т. е. их истолкование. Представление об эмоционально-волевой сфере складывается в зависимости от реакций на предложения о проведении сложных диагностических исследований, оперативных вмешательств. Отмечаются преобладающий фон настроения, его устойчивость, склонность к раздражительности, слезливости. При этом нередко наблюдают игру вазомоторов, общий или дистальный гипергидроз, лабильность пульса и др. Отношение больного к заболеванию, как уже отмечалось, в значительной мере определяется особенностями его поведения.
Обращается внимание на манеру держаться, ответы — уверенные, четкие или неубедительные, после паузы. Выясняется, как больной соблюдает режим, его отношение к больным палаты и к персоналу, как он участвует в жизни отделения. Подлинная реакция и отношение к болезни выявляются по переживаниям, высказываниям, действиям и по поведению в целом.
Изучается отношение к ситуации, сложившейся в результате заболевания. Оно может быть гиперболическим с выдвижением на первый план тех симптомов или последствий заболевания, которые суживают (ведут к утрате) его профессионально-трудовые и другие возможности.
Из раскрытия сущности соматонозогнозий вытекает понимание возможностей компенсации психологических сдвигов или же, наоборот, декомпенсации, т. е. усиления, заострения их. Отношение больных к обследованию и лечению должно рассматриваться применительно к стадии, типу течения болезни, так как их психологическая характеристика подвержена изменениям не менее, чем соматическое состояние. Это отношение может быть положительным, безразличным, отрицательным.
Знание и учет соматонозогнозий помогают составлению дифференцированного плана лечебно-профилактических мероприятий. Поэтому понимание врачом психологии больного, в частности его отношения к болезни должно находить все более широкое преломление в практической врачебной деятельности.
Залогом успешного познания врачом психологических особенностей соматического больного является:
а) определение значимости для личности больного как отдельного симптома, так и заболевания в целом; б) установление глубины и интенсивности переживаний, связанных с болезнью; в) выяснение отношения больного к болезни и лечению; г) установление типа личностной реакции на заболевание (адекватная или психопатологическая).
Методика изучения соматонозогнозий, определение их типов облегчают и расширяют возможности установления преморбидно-личностных особенностей, психологической характеристики больного, значения для него ситуации, созданной болезнью. Эта методика при правильном ее использовании позволяет врачу составить достоверное представление о структуре и динамике личностных реакций больного на соматическое заболевание. А это, в свою очередь, создает условия для целенаправленного психологического воздействия на больного, повышения эффективности диагностики, лечения и реабилитации.
психологическая защита – предыдущая | следующая – терапевтические заболевания
Квасенко А. В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. Содержание
Понимание поведения пациентов для улучшения опыта и лучших результатов
Понимание поведения пациентов
Поведение пациента играет решающую роль в приверженности и успехе лечения. Медицинские работники (HCP) , которые понимают поведение пациентов, а также поведенческие модели и схемы, могут разрабатывать более успешные программы поддержки пациентов, которые знают о потребностях своих пациентов. Знание физического и психологического напряжения болезни пациента и его/ее поведенческой реакции также позволяет медработникам сопереживать и лучше общаться с ними.
Фармацевтические компании также могут извлечь выгоду из понимания поведения пациентов. Это помогает им разрабатывать и структурировать лечение таким образом, чтобы улучшить самоконтроль пациентов и их приверженность, а также обеспечить лучший опыт пациентов и лиц, осуществляющих уход. Фармацевтические компании также могут помочь пациентам улучшить приверженность лечению и самоконтроль, что приведет к лучшим результатам и снижению нагрузки на систему здравоохранения. Это, в свою очередь, также улучшит восприятие бренда плательщиками и медицинскими работниками.
Модели поведения пациентов
Биопсихосоциальная модель
Несколько моделей были разработаны, чтобы помочь понять поведение пациента и объяснить его. Одна из таких моделей, биопсихосоциальная (БПС) модель , рассматривает три атрибута, влияющих на тело пациента и окружающую среду: биологические, психологические и социально-экономические условия .
- Биологический сегмент модели оценивает влияние болезни на организм. В том числе:
- Влияние симптомов на повседневную жизнь
- Колебание симптомов и связанное с этим чувство неуверенности
- Необходимость хирургических вмешательств, не являющихся излечимыми, на поздних стадиях заболевания
- Психологический сегмент посвящен эмоциям и восприятиям, вызванным наличием и симптомами заболевания. В том числе:
- Повышенная тревожность и депрессия у пациентов
- Восприятие того, что отсутствие самоконтроля и стресс являются причинами, и возникающее в результате чувство вины или гнева
- Социально-экономические последствия заболевания оценивают, как оно влияет на отношения пациента с друзьями и семьей, осведомленность пациента и его/ее финансовое положение. В том числе:
- Потребность или предпочтение избегать социальных ситуаций, когда состояние создает проблемы или неуверенность (например, неуверенность в дефекации)
- Восприятие стигмы и усиливающееся чувство изоляции
- Усталость и боль ограничивают социальные взаимодействия, приводя к дальнейшей изоляции
- Финансовое бремя, влияющее на доступ к необходимому лечению
Биопсихосоциальная модель
Модель BPS позволяет использовать целостный подход к поддержке пациентов, чтобы помочь уменьшить бремя болезни для пациента. Это помогает классифицировать «жизненный опыт» пациента. Информация, собранная с помощью модели, дает медицинским работникам полное представление о пациенте и позволяет им улучшить общее впечатление от лечения пациента.
Модель BPS: Пять основных убежденийМодель BPS рассматривает пять основных категорий убеждений для решения проблемы и повышения приверженности пациентов лечению:
- Идентификация: Рассматривается абстрактный ярлык болезни, а также симптомы, связанные с этим состоянием. Они ясно объясняются пациенту в манере, которую он/она может полностью понять.
- Причина: В некоторых случаях пациенты могут считать, что с предполагаемой причиной (например, стрессом) можно справиться без лечения. В других случаях пациент может чувствовать эмоциональное бремя или чувство вины, если он/она чувствует себя виноватым в своем состоянии. Вот почему фактическая основная причина состояния также объясняется, чтобы подчеркнуть важность лечения.
- Последствия: Выяснение влияния состояния и лечения также имеет решающее значение для обеспечения и поддержания приверженности. Если предполагаемое влияние слишком мало, это может отговорить пациентов от внедрения необходимых изменений, а если воздействие велико, им может быть трудно расставить приоритеты.
- Временная шкала: Еще одна важная категория убеждений, на которую необходимо обратить внимание, основанная на модели BPS, — это временная шкала лечения. Обеспечение полного понимания пациентом полного графика лечения имеет решающее значение для предотвращения преждевременного прекращения лечения.
- Лечение/Контроль: Ощущение отсутствия у пациента контроля над своим состоянием может отбить у него/нее охоту предпринимать необходимые действия по самоконтролю. Выяснение влияния пациента на его/ее собственное здоровье и состояние может помочь устранить или уменьшить такое восприятие.
Еще одна модель, помогающая объяснить поведение пациента и элементы, влияющие на него, — это модель Возможности-Возможности-Мотивация Поведения (COM-B) . COM-B — это теоретическая основа, которая помогает объяснить и определить барьеры и факторы, способствующие поведению. Он делит поведенческие факторы на три категории: возможности, возможности и мотивация. В то время как все три категории напрямую влияют на поведение, способности и возможности также могут косвенно влиять на поведение через их влияние на мотивацию.
Система возможностей-возможностей-мотивации поведения (COM-B)
- Способность описывает физическую и психологическую способность пациента к определенному поведению. Это также касается способности пациента выполнять необходимые физические и мыслительные процессы, необходимые для успешного лечения.
- Мотивация обсуждает мозговые процессы, которые активизируют и направляют поведение. Сюда входят рефлексивные процессы (оценка и планирование) и автоматические процессы (эмоции и импульсы, возникающие в результате ассоциативного обучения и/или врожденных предрасположенностей. ).
Преобразование данных о поведении пациентов в действия
Эффективная поддержка пациентов выходит за рамки предоставления пациентам важной информации о лечении. В нем используются проверенные методы изменения поведения для улучшения вовлеченности пациентов и приверженности лечению в долгосрочной перспективе. Для этого важно понять, что движет поведением, что активирует поведенческие барьеры у каждого пациента, как эти барьеры можно устранить и что способствует изменению поведения.
Существует дихотомия между исследованиями поведения пациентов, при этом одни из них сосредоточены на факторах, определяющих приверженность лечению, а другие — на способах изменения поведения.
Один из подходов, который работает над преодолением разрыва между этими двумя, — это колесо изменения поведения .В подходе Behavior Change Wheel модель COM-b используется для категоризации и концептуализации факторов, которые объясняют или определяют индивидуальное поведение, связанное со здоровьем, включая механизмы между факторами. Это дает нам отправную точку для сопоставления эффективных Методы изменения поведения (BCT) и вмешательства, что позволяет нам лучше использовать эти идеи для разработки поддержки пациентов. Основанные на фактических данных BCT, основанные на психологической теории, нацелены на детерминанты, формирующие поведение. В настоящее время таксономически описано 93 BCT, которые могут помочь изменить поведение.
Дело в фокусе: поведение пациента в действии
Была проведена оценка поведения пациентов, чтобы предложить новые меры для разработки более эффективных программ поддержки пациентов для повышения приверженности пациентов лечению фенилкетонурии (ФКУ).
ФКУ представляет собой врожденное нарушение обмена веществ, которое приводит к высоким уровням аминокислоты фенилаланина (Phe) в крови и может привести к стойким неврологическим нарушениям, умственной отсталости, судорогам, задержке развития, психическим и психосоциальным расстройствам уже в младенчестве и детстве. Надлежащее лечение может предотвратить нейрокогнитивные нарушения и улучшить качество жизни, если план лечения осуществляется правильно и если лицо, осуществляющее уход, и пациент соблюдают режим лечения.
При анализе поведения пациентов рассматривался процесс лечения, а также барьеры и движущие силы на следующих этапах: начало тестирования, начало испытания, начало лечения и управление им, а также переход и корректировка.
Поведение пациентов было проанализировано с использованием структуры COM-B для выявления барьеров и факторов, мешающих приверженности пациентов, и поиска решений. Было выявлено несколько барьеров :
- Проблемы грамотности и счета в вопросах здоровья
- Недостаточно информации о лечении
- Воспринимаемая стоимость или проблемы с доступом
- Предположения о том, что текущих диетических усилий достаточно
- Отсутствие врачебной психосоциальной поддержки
- Сложность лечения и побочные эффекты.
Также было выявлено несколько факторов, влияющих на изменение поведения пациентов, в том числе:
- Способность увеличить потребление белка
- Самочувствие улучшилось после начала лечения
- Неспособность одной только диеты удерживать концентрацию фенилаланина (Phe) под контролем
По завершении исследования было сделано несколько рекомендаций по улучшению отношения пациентов к лечению ФКУ и приверженности к ним, в том числе:
- Использование многоканального подхода для облегчения обучения и удержания
- Работа с несколькими этапами на пути пациента от взаимодействия с пациентом до продолжающегося лечения
- Обучение навыкам грамотности/счета в вопросах здоровья и влияние высоких уровней Phe
- Предоставление информации об эффективности лечения и профиле безопасности
- Предложение инструментов для эффективного лечения и самостоятельного управления питанием
- Предоставление рекомендаций по питанию наряду с психологическими и поведенческими стратегиями для решения проблем
- Предложение эмоциональной поддержки с учетом потребностей пациентов и лиц, осуществляющих уход
- Содействие взаимному обучению и поддержке
Правильное понимание поведения пациента и применение этого понимания может привести к надежному соблюдению режима лечения и, как следствие, к эффективному и успешному лечению. С помощью моделей и схем поведения пациента, таких как биопсихосоциальная модель и структура COM-B, можно внести соответствующие улучшения в план лечения, чтобы стимулировать более строгое соблюдение режима лечения. Фармацевтические компании могут разрабатывать усовершенствованные системы лечения, которые лучше удовлетворяют потребности пациентов и позволяют лучше управлять лечением самостоятельно.
Поведенческая психология в медицине: хорошее, плохое и неизвестное | Журнал этики
От редактора
Сен 2020
Анум Фасих, MD
AMA J Этика. 2020;22(9):E757-759. дои: 10.1001/amajethics.2020.757.
- электронная почта
В 1962 году экономист Хокинс Стерн из Стэнфордского исследовательского института опубликовал статью под названием «Значение импульсивных покупок сегодня». 1 Зная о влиянии поведенческой психологии на потребительские привычки, компания William Wrigley Jr заказала это основополагающее исследование, чтобы получить информацию, которая впоследствии сформирует стратегии, значительно улучшившие продажи продукции.
Всем, кто когда-либо стоял у кассы и интересовался практикой класть на нее жевательную резинку, настоятельно рекомендуется ознакомиться с работой Стерна. Идея, стоящая за этой стратегией, заключается в том, что к тому времени, когда потребители подходят к кассе, их способность принимать решения настолько истощена актом выбора других покупок, что они более уязвимы для импульсивных покупок, таких как жевательная резинка. Любопытно, что некоторые концепции, изложенные в этой статье, находят применение не только в экономике, но и в медицине. Например, известно, что феномен усталости от принятия решений, описанный выше, ухудшает способность клиницистов назначать лекарства. Одним из проявлений этого явления является повышенная вероятность того, что клиницисты первичного звена будут назначать антибиотики при инфекциях верхних дыхательных путей ближе к концу рабочего дня, а не к его началу. 2
Феномен усталости от принятия решений — лишь один из многих примеров, подпадающих под определение поведенческой психологии — области, изучающей связь между систематическими тенденциями в нашем мышлении и тем, как эти тенденции реагируют на стимулы окружающей среды и, в конечном счете, проявляются в действиях. По сути, сознательные или подсознательные, преднамеренные или случайные, эвристики и предубеждения являются жизненно важными факторами в повседневном принятии решений как врачами, так и пациентами.
Область поведенческой психологии находит свое применение в поведенческом дизайне и архитектуре выбора, мощных инструментах, с помощью которых можно влиять на практику медицинских работников и поведение пациентов. Когда архитектура выбора предназначена для предсказуемого влияния на поведение, но без ограничения вариантов, ее часто называют подталкиванием . 3 В сентябре 2015 г. Белый дом издал указ, предписывающий федеральным агентствам включить поведенческую науку в свои программы, 4 , тем самым формируя «подталкивающие подразделения» или группы поведенческого дизайна. Влияя на поведение граждан и государственных служащих, эти подразделения смогли улучшить результаты во многих областях, включая энергосбережение, 5 личные сбережения, 6 и заполнение заявок на получение финансовой помощи в колледжах. 7
Хотя в медицине еще предстоит систематически или масштабируемо применять поведенческую психологию, примеры ее успешного применения в этой области убедительны. Чтобы повысить ценность и результаты медицинской помощи, а также углубить знания о том, как лучше всего применять подталкивание, в 2016 году Пенсильванский университет открыл подразделение Penn Medicine Nudge Unit. 3 Изучив поведение лиц, выписывающих рецепты, и признав силу параметров по умолчанию в электронной медицинской карте, это подразделение смогло увеличить частоту выписывания непатентованных лекарств с 75% до 98% во всех амбулаторных клиниках системы здравоохранения Университета Пенсильвании в течение 7-месячного периода после вмешательства. 8 Команда также изучила процесс, посредством которого направления на кардиологическую реабилитацию размещались в одном и том же учреждении, и, изменив систему реабилитации по умолчанию с согласия на отказ, смогла увеличить количество направлений на кардиологическую реабилитацию всего с 15% до впечатляющих 80%. 3 Влияние вариантов по умолчанию также наблюдалось в условиях донорства органов, для которого переход стран от политик согласия на отказ от участия увеличил уровень донорства на 16–30%. 9,10 Однако комитет Института медицины рекомендовал не менять американскую политику донорства органов на систему отказа из-за опасений, что условия для принятия «этической системы презумпции согласия» отсутствуют. 11 Эти примеры служат для демонстрации влиятельной силы, которой обладает поведенческий дизайн, и проблем этической сложности, которые сопровождают эту силу.
На стыке медицинской практики и этики мы сталкиваемся с некоторыми насущными вопросами, требующими тщательного рассмотрения с точки зрения поведенческой психологии: понимаем ли мы выбор, который делаем, и почему мы его делаем? Работаем ли мы в интересах наших пациентов, или наши действия определяются, казалось бы, произвольными факторами, такими как время суток или порядок, в котором варианты выбора появляются на экранах наших компьютеров? Кроме того, когда поведенческая архитектура используется для изменения поведения при оказании помощи, как можно обеспечить этичное применение таких вмешательств?
Поэтому те из нас, кто работает в медицинских учреждениях, обязаны понимать архитектуру выбора и использовать ее этическим образом, чтобы поощрять практику доказательной медицины, максимизировать эффективность, снижать выгорание врача, улучшать результаты для пациентов и укреплять отношения между пациентом и врачом. В этом выпуске AMA Journal of Ethics рассматриваются вопросы, связанные с применением поведенческой архитектуры в здравоохранении, ключевым из которых является вопрос о том, оправдано ли использование подталкивания — чтобы сделать самоопределение иллюзорным — для мотивации конкретного результата для здоровья. В нем также исследуется влияние поведенческой архитектуры на мышление и ее роль в профессиональном развитии, а также 10 вещей, которые медицинские работники и пациенты должны знать о будущем поведенческого дизайна в здравоохранении.
Ссылки
- Стерн Х.
Значение импульсивных покупок сегодня.
Дж Марк.
1962;26(2):59-62.
Посмотреть статью Академия Google
- Линдер Дж.А., Доктор Дж.Н., Фридберг М.В. и соавт.
Время суток и решение о назначении антибиотиков.
JAMA Стажер Мед.
2014;174(12):2029-2031.
Посмотреть статью пабмед Академия Google
- Патель М.С., Вольпп К.Г., Аш Д.А.
Подтолкнуть подразделения к улучшению оказания медицинской помощи. N Engl J Med.
2018;378(3):214-216.
Посмотреть статью пабмед Академия Google
- Распоряжение
— использование результатов поведенческой науки для лучшего обслуживания американского народа [пресс-релиз]. Вашингтон, округ Колумбия: офис пресс-секретаря Белого дома; 15 сентября 2015 г. https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2015/09/15/executive-order-using-behavioral-science-insights-better-serve-american. По состоянию на 23 марта 2020 г.
- Олкотт Х.
Социальные нормы и энергосбережение.
J Государственная экономика.
2011;95(9-10):1082-1095.
Посмотреть статью Академия Google
- Талер Р.Х., Бенарци С.
Экономьте больше завтра: использование поведенческой экономики для увеличения сбережений сотрудников.
Ж Полит Экон.
2004; 112 (дополнение 1): S164-S187.
Посмотреть статью Академия Google
- Беттингер Э.П., Лонг Б.Т., Ореопулос П., Санбонмацу Л. Роль помощи при подаче заявлений и информации в решениях колледжей: результаты эксперимента H&R Block FAFSA.