Психология сообщение кратко: Психология. Что такое «Психология»? Понятие и определение термина «Психология» – Глоссарий

Содержание

что это такое, основные методы, направления и концепции?

Психология наука или шарлатанство? Подобный вопрос, наверное, слышали многие. Но почему тогда психология уже более двух тысячелетий интересует людей? Почему с психологами работают космонавты, бизнесмены, политики? И почему все же после похода к психологу душа болит уже не так сильно? Ответами на эти вопросы, а также советами для новичков в психологических вопросах, делимся в статье.

Что такое психология?

Психология — это наука о закономерностях психической жизнедеятельности отдельных людей, групп людей, а также все способы исследования внутренних психических процессов, которые потом можно будет применить в практической работе. Внутри науки изучается мир субъективных (душевных, ментальных) явлений и состояний, которые осознаются или не осознаются личностью. Как «учение о душе» зародилась еще во времена Античности, но самостоятельной и официальной психологической наукой стала в 1879 году.

Главный объект изучения психологии — это человек, вернее, его психика, – его внутренний мир, который обнаруживается в эмоциональных состояниях, установках, целях, суждениях, мотивации, темпераменте, мышлении, ощущениях, навыках поведения, адаптации и деятельности. Психика является свойством материи головного мозга, но именно живого, работающего мозга.

Психику и психологию человека невозможно познать без знания о его биологическом и социальном устройстве. Поэтому изучение психологической наукой предполагает знакомство с биологией, физиологией высшей нервной деятельности, философии, педагогики, истории общества.

Истории появления науки.

В переводе с древнегреческого «психология» означает «слово о душе». Таким названием она обязана греческой мифологии, где богиня Психея считалась символом души. У истоков психологической науки стояли Аристотель, Платон, Ибн Сина, но первые упоминания об отдельной психологической дисциплине появились только в XVIII веке в работах немецкого ученого-энциклопедиста Христиана Вольфа. До XXI века психологическая наука претерпела несколько трансформаций, которые происходили в зависимости от смены главного объекта изучения.

Всего выделяют четыре этапа:

  1. объект изучения душа. Получила такую формулировку во времена расцвета греко-римской цивилизации благодаря ассоциации с анимизмом (от латинского «анима» – дух, душа). Душа-анима, по разумению предков, считалась главным признаком, отличающим живое от неживого. Наличием неопределенного бесконечного вещества «души» люди пытались объяснить связь с космосом, жизнь после смерти, типы темпераментов и все непонятные ощущения в своем теле.
  2. объект изучения сознание. Возникла в XVII веке одновременно с открытием рефлекторной природы поведения, описанной Декартом. Сознанием в то время называли некий «компас жизни», который формировал человеческую способность чувствовать, думать, наблюдать за своим поведением и описывать результаты своих наблюдений. В этот же период предпринимались первые попытки ввести понятие бессознательного.
  3. объект изучения поведение. Зародилась в XX вместе с необходимостью ставить эксперименты и наблюдать за тем, что возможно непосредственно увидеть: поведение, реакции, поступки.
  4. объект изучения психика.
    Предметом изучения стали все «околопсихические» объекты – объективные закономерности, проявления, механизмы.

Современная психология – многоотраслевая система научно-прикладных дисциплин, которая включает от 50 до 100 относительно самостоятельных направлений.

Пройти тест на темперамент

Виды психологии.

Традиционно все виды психологии делят на две большие группы:

  • Академическая – это наука ради науки. Она изучает психические проявления, характерные для людей (или животных) в общем, выводит обобщенные зависимости между событиями или явлениями во всех сферах психической жизни. Ее цель – разрабатывать теорию, выявлять закономерности индивидуальной и групповой психики людей, изучать отдельные психологические феномены. Это научный базис, который объединяет основы психологической науки и создает условия для ее развития.
  • Прикладная (практическая) – это наука, нацеленная на получение конкретного результата.
    Она исследует способы, которые помогают «приложить» научные знания к повседневной жизни или в профессии. Ее цель – разработать конкретные рекомендации по совершенствованию психической жизни, а также получить ту самую обратную связь, что дает возможность проверить правдоподобность (или неправдоподобность) научных теорий. Прикладная наука тесно связана с психиатрией, психотерапией, просветительской работой, тренингами.

Виды психологии отвечают на вопрос: как работает психология. Чем конкретно занимается психологическая наука можно понять, если подробней изучить ее разделы, направления, сферы.

Основные разделы академической психологии.

Разделы психологии формируются на разных основаниях: по цели деятельности, по предмету или объекту исследования, по связи с другими научно-исследовательскими практиками:

  • Возрастная – изучает психоэмоциональную активность и формирование личности на разных этапах жизни от рождения до смерти (детская, подростковая, геронтопсихология).
  • Социальная – изучает закономерности жизнедеятельности людей, включенных в социальные группы или общности.
  • Дифференциальная – изучает индивидуальные психофизиологические различия между людьми, особенности поведения, отдельные свойства высшей нервной деятельности.
  • Аномальная – изучает проявления различных нарушений в работе мозга.
  • Клиническая (медицинская, патопсихология) – изучает психические явления с точки зрения их взаимосвязи с заболеваниями.
  • Когнитивная – изучает познавательные процессы человеческой психики (ориентирована на исследование чувств, памяти, воображения, силы воли, логического мышления).
  • Консультативная
    – систематизирует и описывает процессы оказания психологической помощи.
  • Зоопсихология – изучает не психику животных саму по себе, а чтобы исследовать предпосылки человеческого сознания.
  • Педагогическая – разрабатывает психологические основы обучения, воспитания.
  • Психолингвистика – изучает внутренний мир личности, которая взаимодействует с миром посредством речи.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

Основные разделы и направления прикладной психологии.

Прикладная психология — это обширная разветвленная сеть отраслей и дисциплин, внутри которых существует немало подкатегорий, связанных между собой и с другими науками. Областями прикладной психологии считаются:

  • Психокоррекция: прицельное воздействие на психику для того, чтобы привести ее в соответствие возрастным или другим нормам.
  • Психодиагностика: разработка и применение разных методов распознавания психологических особенностей конкретного человека или группы людей (тестирование, опросники).
  • Психотерапия: оказание психологической помощи психически здоровым людям, а также клиентам с личностными расстройствами.
  • Психологическое консультирование: помощь психически здоровым людям в сложной жизненной ситуации.

Прикладная наука объединяет области, нацеленные на практическую помощь людям, которые в ней нуждаются. Независимо от происхождения, статуса, возраста за психологической помощью могут обратиться те, кто:

  • Не умеет или не может общаться с окружающими, налаживать социальные связи.
  • Планирует или строит свой бизнес.
  • Находится в постоянном конфликте с окружающими или с самим собой.
  • Переживает сложную жизненную ситуацию.
  • Чувствует, что отношения с партнером на грани разрыва.
  • Обеспокоен поведением детей-подростков.
  • Испытывает постоянную апатию, упадок сил, агрессию, раздражительность.
  • Страдает от панических атак, фобий, страхов.
  • Не может справиться со своими вредными привычками.
  • Хочет выбрать профессию или задумывается о смене профессии.

Основные психологические концепции.

Первый систематический курс по психологии был создан немецким психиатром Эмилем Кальпериным в 1883 году. С тех пор внутри психологической науки образовалось множество школ и концепций, которые пытаются объяснить те или иные психические явления.

1. Психоанализ или фрейдизм.

Самая популярная концепция, известная за пределами психологической науки. Названа по имени основателя – Зигмунда Фрейда, который первым разделил три уровня психической жизни: сознание (Эго или Я), предсознание (сверх-Я), бессознательное (Оно или либидо). Постепенно психоанализ обогащался новыми идеями, теориями, психоаналитическими концепциями.

Пройти тест Фрейда

2. Логотерапия.

Идея о поиске смысла жизни базируется на идее австрийского психиатра Виктора Франкла. В этом плане категория смысла жизни противопоставляется вечному поиску удовольствия, который пропагандировался Фрейдом.

3. Гештальтпсихология.

Возникла благодаря усилиям немецких психологов Макса Вертгеймера, Вольфганга Келера, Курта Коффки как попытка выстроить психологическую теорию по аналогии с физикой. Сам термин «гештальт» обозначает целостные образования сознания, а главным объяснительным принципом гештальтпсихологии считается принцип целостности.

4. Гуманистическая психология.

Направление сформировалось в рамках гуманистического подхода. Ее виднейшие представители А. Маслоу, К. Роджерс. Согласно гуманистической теории главной целью существования человека является самоактуализация, самореализация, непрерывное саморазвитие. Ответвлением гуманистической концепции можно считать духовную (христианскую) психологию.

5. Когнитивизм.

Слово «когнитивный» переводится с латыни как «знать». Главные представители направления – Джордж Келли, Арон Бек, который говорил: «человеческие чувства и действия определяются мышлением». Сторонники концепции отстаивают мнение, что человек – это не машина, которая слепо реагирует на изменения внешнего мира, а мыслящая личность, способная анализировать информацию, свои поступки и поведение, проводить сравнение, решать проблемы.

6. Бихевиоризм.

Основоположник бихевиоризма (в переводе «поведение») – американский психолог Джон Уотсон, разработавший идею взаимосвязи поведения, стимула и передающей реакции. Девиз бихевиоризма «психология – это наука о поведении», а сознание здесь не изучается, поскольку не имеет поведенческих показателей.

7. Трансперсональная (надличностная).

В переводе означает «душа по ту сторону маски». Исследует человеческую духовность, надличностные переживания во всех формах и проявлениях, а также парапсихологические феномены, кармическую динамику, неразрешившиеся психотравмы рождения. Трансперсональные техники делают упор на необычных состояниях сознания – интуиции, медитативном трансе, гипнозе, медиумизме. Основатель направления и изобретатель главной техники для «погружения в себя» (холотропного дыхания) – С. Гроф.

Пройти тест на интуицию

8. Интерактивная.

Название направления переводится как «интеракция» – «социальное взаимодействие». Цель направления – изучение законов взаимодействия: гармоничного, позитивного, дисгармоничного, конфликтного. Основателем интерактивной концепции является Джордж Мид, а популяризатором – Эрик Берн.

Методы психологии.

Практически все методы психологии можно объединить в две группы:

  • Эмпирические. Основаны на сборе, фиксации, интерпретации фактов. Используют методы математической статистики, которые позволяют работать с большими объемами данных, строить закономерности.
  • Экспериментальные. Основаны на моделировании ситуаций взаимодействия личности и окружения, где можно было бы наблюдать необходимые психологические реакции. Это так называемые социальные эксперименты (стэнфордский тюремный эксперимент, пещера разбойников М. Шерифа, эксперимент повиновения Стэнли Милгрэма).

Главным объектом психологического исследования является психология человека, поэтому наукой используются те же методы исследования, которые можно применить и в обычной жизни:

  1. Наблюдение – описательный метод, который заключается в целенаправленном восприятии и описании человека.
  2. Эксперимент – специально проведенный психологический опыт, который помогает получить новые знания об испытуемом.
  3. Самонаблюдение – целенаправленное и осмысленное наблюдение за своими эмоциями, реакциями, желаниями, мотивами, которое не должно перерастать в самокопание.
  4. Собеседование – устная или письменная беседа, которая помогает уточнить и обозначить круг проблем, недоступных для наблюдения.
  5. Опрос – кратковременное письменное или устное испытание с заранее сформулированными вопросами, которое помогает оценить и выявить индивидуально-психологические отличия, навыки, способности.
  6. Тестирование – изучение, выявление, оценка определенных психологических качеств после прохождения специально подготовленных тестов.
  7. Биографическое исследование – способ, при котором изучается, диагностируется, корректируется, прогнозируется жизненный путь человека.

Как правило, чтобы предоставить психологу наиболее точный и всесторонний психологический портрет собеседника, методы комбинируются для каждого конкретного случая. Например, при приеме на работу могут использоваться тесты и собеседование. На сеансе психотерапии психолог может использовать наблюдение и эксперимент, а клиенту предложить выполнить домашнее задание – понаблюдать за собой.

Зачем изучать психологию?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Вернее, ответ у каждого свой:

  • Потому что психология затрагивает все ключевые аспекты жизни: быт, работу, партнерство, воспитание, бизнес, самореализацию.
  • Потому что мы живем среди людей и хотим понимать их мотивы, учитывать особенности психики, прогнозировать решения, ориентироваться в чужих характерах.
  • Потому что детские обиды мешают жить, даже если мы о них не вспоминаем.
  • Чтобы распоряжаться своими внутренними ресурсами, жить полной жизнью.
  • Чтобы замотивировать себя в нужный момент или вовремя заметить усталость и отдохнуть.
  • Чтобы понять, почему болит где-то внутри или почему «болит душа».
  • Чтобы понять, почему одни люди вызывают симпатию, а другие – агрессию или неприятие.
  • Чтобы распознавать, но не поддаваться на чужие манипуляции.
  • Чтобы развивать свою память, мышление, креативность добровольно, а не потому что «так принято».
  • Чтобы осознать, почему прежние отношения развалились, построить новые, но уже более прочные.
  • Чтобы научиться понимать своих детей или родителей независимо от разницы в возрасте.
  • Просто для себя.

С чего начать изучение?

Прежде всего, не стоит путать психологов-ученых и психологов-практиков. Большинство научных книг написано сухим, достаточно сложным для восприятия языком с научными терминами. Поэтому учить психологию «для себя» с трудов Фрейда или Юнга будет сложно. Но и по популярной психологии есть масса книг, которые изучить одновременно тоже не получится. Поэтому для начала нужно задать себе вопрос: что мотивирует меня, что для меня наиболее важно?

Общий кругозор.
  • Пол Клейнман «Психология: люди, концепции, эксперименты».
  • Д. Гоулман «Эмоциональный интеллект».
  • Д. Халлиман «Почему мы ошибаемся: ловушки мышления».
Детская психология.
  • Ю. Гиппенрейтер «Самая важная книга для родителей».
  • Протоиерей Федор Бородин «Сотвори любовь. Как вырастить счастливого ребенка».
Психология творчества.
  • Остин Клеон «Кради как художник».
  • Барбара Шер «О чем мечтать».
Психология успеха.
  • К. Макгоникал «Сила воли: развить и укрепить».
  • Рэй Далио «Принципы».
  • Чин-Нинг Чу «Каменное лицо, черное сердце».
Саморазвитие.
  • Хэл Элрод «Магия утра».
  • Брайан Трейси «Выйди из зоны комфорта».
  • Б. Блюменталь «Одна привычка в неделю».

Кроме этого есть онлайн-журналы, публикации, электронные издания, ресурсы с советами практикующих психологов.

Конечно, психологический дискомфорт невозможно измерить прибором, а душевную боль уменьшить таблеткой. И этим психология отличается от точных наук или медицины. Но можно не претендовать на абсолютное знание, но дать понимание: себя, окружающих, близких, партнеров, детей и родителей. И только ради этого стоит начать изучать психологическую науку.

Пройти тест на самооценку

Психология — Психологос

01 января 2000 г., 14:25

Фильм «Лекции В.В. Петухова»

​​​​​​​

В академическом определении, психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики и психической деятельности человека. Психология изучает внутренний, точнее жизненный мир человека и причины поведения нормальных, душевно здоровых людей. Психология ищет научные объяснения, почему человек ведет себя так или иначе.

По удачному определению В.П. Зинченко, психология — объективная наука о субъективном мире человека и животных. Общее представление о психологии, как о науке, можно составить с помощью лекций проф. В.В. Петухова.

Психология граничит с такими науками и сферами жизни, как этология, педагогика, психиатрия, психотерапия и эзотерика. В ней присутствуют элементы и философии, и просветительской деятельности, психология — одновременно часть культуры, творчества и развлечений.

Видов психологии очень много. Как область знания, психология представлена как психология академическая и практическая, отдельно живут прикладная психология, житейская и популярная психология, рядом со всем этим соседствует психотерапевтическая практика, иногда как часть психологии, иногда как самостоятельная сфера жизни.

Слово «психология» имеет и другой смысл. «Психология человека» — это внутренние особенности, отличающие одного человека от другого, а также внутренние причины поведения человека, делающие его выходящим за рамки логики, целесообразности или разумных социальных ожиданий. Когда поведение человека рационально и целесообразно, укладывается в социальные рамки и логику, о психологии вопрос не поднимается. А когда что-то не укладывается в рациональное, когда на поведение человека начинают влиять состояния, чувства и другие непредсказуемые внутренние особенности, начинается разговор о психологии – психологии человека.

Наметил дела, но делать не хочется, занялся другим. Нужно было промолчать — нет, сказал. Хотел сказать мягко, но захлестнули эмоции…

Пошла в аптеку, а зашла в магазин. Денег мало, но не удержалась, купила дорогую сумку. Забыла позвонить — не могу успокоиться, все ругаю себя. Нужно к зубному, а не иду, тяну резину.

Все это не рационально, не целесообразно, никому не нужно, но это происходит. Это внутреннее и психологическое…

Похоже, что психология — это придуманная область жизни, с интересом и пониманием относящаяся к неадекватному поведению человека. Психология, как феномен нашей культурной жизни, появилась тогда, когда на неадекватное поведение мы начали реагировать не просто как на неадекватность, глупость и невоспитанность, а как на достойный уважения и внимания симптом, за которым скрывается что-то серьезное. Именно поэтому «психологию» не понимают и не хотят понимать люди «старой закалки», привыкшие жить по принципу «Надо сделать? — Берем и делаем».

Из писем читателей: «Поначалу обливания показались каким-то подвигом. Однако мне повезло, у меня есть чудесная бабушка, которая быстро вернула меня к реальности. Я пожаловалась: “решила начать обливаться холодной водой, но не знаю, как я это буду делать”. Бабушка сделала удивленное лицо: “Как? Да просто! Берёшь ведро воды и выливаешь на себя”.» — Всё, на этом вся «психология» закончилась.

Аналогично, к «психологии» достаточно отрицательно относятся большое число бизнесменов, видящих в психологах людей, потакающих человеческим слабостям. Бизнесмену безразлично, хочется сегодня сотруднику выполнять свои рабочие обязанности или не хочется, он платит деньги только за ВЫПОЛНЕНО, а за НЕТ — штраф либо увольнение. Если твоя задача делать холодные звонки, никому не интересно, страшно тебе эти звонки делать или не страшно. Не звонишь или звонишь плохо — находим другого работника. И НИКАКОЙ ПСИХОЛОГИИ! Начинающие сотрудники этому учатся, серьезные должности это предполагают. Понадобилось достаточное количество времени, чтобы бизнесмены почувствовали опасность, исходящую от психологии, а психологи поняли, что с бизнесом нужно быть аккуратнее: у него другая философия и другие законы.

​​​​​​​Соответственно, слово «психологическое» имеет два разных смысла: «психологическое» как относящееся к науке психологии (психологический журнал, психологическое образование») и «психологическое» как относящееся к психологии человека (психологические особенности, психологические защиты).

Психологии как науке посвящены многие сайты в интернете. Самые авторитетные и популярные см.→

Наука психология должна быть практичной

Науку делают живые люди, и иногда в очень непростых условиях. Современная российская психология стоит на плечах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и других мужественных исследователей, которые прокладывали дорогу будущему сквозь жестокие ветра. Создав академическую психологию, они заложили фундамент научного подхода в психологии.

Нам нужна наука, но сегодня наука должна быть практичной. Сейчас, когда уже сложившаяся психологическая практика обгоняет теорию, академическая психология должна выйти из своего хрустального замка и начать осваивать, осмысливать те поля, которые уже плодоносят усилиями психологов-практиков. Мы планируем делать это сами, мы будем благодарны за помощь в этих исследований от академической науки. Мы открыты для сотрудничества. См.→

Учебники по психологии должны отражать не только то, что думают коллеги-ученые, но и то, что уже много лет успешно делают коллеги-практики. Новые учебники по психологии должны быть написаны живым, человеческим языком, как писали Уильям Джеймс, Абрахам Маслоу и Виктор Франкл, как пишут Юлия Борисовна Гиппенрейтер и Борис Сергеевич Братусь.

В психологии должна появиться душа, в центре внимания психологов могут и должны быть такие темы, как миссия и смысл жизни, вера и надежда, радость, ответственность, совесть. Это – жизнь. Если психология, как наука, не будет заниматься этими темами, она вне жизни.

  • Психология
  • Автор Н.И. Козлов
  • +

Комментарии (8):

Гость, 27 сентября 2013 г., 18:04

Наука — это вид человеческой деятельности, который непременно соответствует полному набору критериев научности, результатом такой деятельности в конечном итоге всегда является закон. Критерии таковы: — доказательность — проверяемость — системность — объективность — воспроизводимость. Ничего этого в «психологии» и в помине нет. «Законы», которыми пытаются оперировать «психологи» сплошь притянуты за уши из физиологии, нейробиологии, психиатрии, философии, социологии и прочих дисциплин. Чисто и исключительно «психологических» законов психология не имеет в принципе. Таким образом: 1. Психология наукой не является и никогда наукой не станет. Это ремесло в лучшем случае, а реально — шарлатанство. 2. Она пользуется исключительно разработками других дисциплин. 3. Нужны психологи? Не более чем гадалки, попы и прочие ясновидящие. В общем, на уровне «поговорить за жизнь».

Гость, 07 ноября 2014 г., 20:29

У Вас неудачный опыт общения с неудачным психологом? Вы логичны, но излишне категоричны. Ну, как говорят попы, не хочешь — не верь, а гореть тебе в аду! Так же и здесь, если не повезло, не «въехал» — ну и пребывай в неведении. Даже в помойке можно найти жемчужину. А здесь — богато насыпано. Интересное и полезное чтиво. Просто офигенно увлекательное. А «наука» или нет — какая разница. Как-то надо договориться о терминах. И что-то тебя так укололо? Правду любишь, а сказать некому? Для этого и интернет… Поговорить про жизнь! Спасибо за повод поворчать.

Коля Брежнев, 24 ноября 2014 г., 06:23

Что всё-таки является ПРЕДМЕТОМ ПСИХОЛОГИИ? До сих пор не могу понять: это «закономерности развития и функционирования психики»? Если так, то «закономерности» никак не могут быть ПРЕДМЕТОМ науки. Во-первых, это закономерности, а не законы. Во-вторых, закономерности каждый из миллиарда понимает по-своему: для одного это «закономерности», для другого — нет, для третьего и да, и нет. Предмет биологии — живой организм, клетка. Её можно увидеть, потрогать, даже понюхать. А как можно «закономерности» увидеть, потрогать или понюхать? «Закономерности» не воспринять органами чувств. Думаю, у психологии ВООБЩЕ НЕТ ПРЕДМЕТА. Думаю, психология — не наука, и амбиции её сильно раздуты. Ваш ответ, маэстро.

1

ответ

Гость, 18 июля 2020 г., 09:20

Смотрите любой учебник по науковедению. Объектом любой науки является та часть мира (природы, бытия, сущего), которую она изучает, а предметом — закономерности, действующие в этой части мира, то есть — в объекте. Таким образом — живой организм, клетка — это объект биологии, а её предмет — закономерности, по которым функционирует и развивается живой организм. Что касается объекта и предмета психологии, то это действительно вопрос дискуссионный, но думаю, что существуют закономерности, по которым функционирует и развивается психика. Они и есть — предмет психологии.

Алексей, 19 марта 2015 г., 11:24

Интересно, а почему Вы думаете, что всё, что «не наука» — ремесло и шарлатанство? Есть же еще искусство. Правда, это касается не академической психологии, а практики психотерапии. Помочь человеку изменить его способ взаимодействия с окружающим миром (за который он всеми силами цепляется, невзирая на получаемые пинки и шишки) — это на грани искусства. А теоретические представления, «лежащие в основе» — их очень много, самых разных. Может, так и должно быть, ибо «объект» необъятный — человеческая душа.

Алексей, 19 марта 2015 г., 12:42

Почему «амбиции сильно раздуты»? Достижения, скажем, социальной психологии, впечатляют — методы управления толпами людей по всему миру… стоит только просмотреть сводку новостей или проехать по дороге, обставленной рекламными щитами, чтобы понять, что достижения есть… какие, правда, это другой вопрос. Науки делятся на фундаментальные и прикладные. «Законы» интересуют именно фундаментальные науки. Прикладные обходятся закономерностями, находя на их основе способы деятельности, приносящие ту или иную пользу. Это прагматический подход. «Закономерности» на каком-то уровне каждый может понимать по-своему, но вот ВОСПРИЯТИЕ этих закономерностей людьми и может быть предметом психологии. Вкратце как-то так.

Гость, 20 января 2019 г., 11:40

Почему психология должна быть наукой? Когда это познание не имеет ограничений, каждый человек индивидуален и невозможно предсказать определенный поступок каждого, можно, согласно теории, связать цепочку и сделать вывод, что сейчас человек поступит именно так, и применить всё на практике. Но не со всеми это сработает. И ведь с теми, с кем не срабатывает, обычно и воспринимают за человека не от мира всего. Ведь все должны быть под копирку и легко управляемы, и пытаются создать якобы науку управления людьми. Но этого никогда не случится, поскольку управлять абсолютно всеми — невозможно.

Гость, 18 июля 2020 г., 09:12

«В академическом определении, психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики и психической деятельности человека». А что, у животных психики нет? Последнее слово здесь явно лишнее. См. «зоопсихология».

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Отрасли психологии

Можно говорить об отраслях, можно говорить о разделах психологии, но действительно современная психология представляет из себя сильно разветвленную науку. В академических учебных заведениях обычно изучают общую и социальную психологию, психологию личности и психологию семьи, возрастную и патопсихологию.

0Подробнее

14 дек. 1988 г.

Практическая психология

Практическая психология — психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Психика

Психика — внутренние информационные процессы и структуры, осуществляющие ориентировку во внешнем мире, управление своим состоянием и поведением. Внутреннее информационное пространство, делающее человека адекватным для людей и жизни.

3Подробнее

01 окт. 2022 г.

Психолог

Психолог — специалист, который глубоко и профессионально разбирается в людях, особенностях и мотивах их поведения. Запомните ключевые слова: особенности, мотивы, разбираться, консультировать. Психолог — когда-то это профессия, когда-то талант, когда-то тип личности и образ жизни. По законодательству РФ, психолог — это профессиональное звание. А именно, психолог — человек с психологическим образованием, выполняющий профессиональную деятельность в области психологии как науки, психологической помощи или прикладных исследований.

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Психология и близкие области

Психология — наука, изучающая внутренний мир и причины поведения нормальных, душевно здоровых людей. Психология ищет научные объяснения, почему человек ведет себя так или иначе.

0Подробнее

31 дек. 2005 г.

Виды психологии

Чем занимается психология – это один вопрос, это ее разделы или отрасли: общая психология, социальная психология, психология личности, возрастная психология, психология труда.

2Подробнее

сообщений | Психология Вики | Фэндом

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Социальная психология: Альтруизм · Атрибуция · Отношения · Соответствие · Дискриминация · Группы · Межличностные отношения · Послушание · Предрассудки · Нормы · Восприятие · Индекс · Контур


Эта статья нуждается во внимании психолога/академического эксперта по предмету .
Пожалуйста, помогите нанять одного или улучшите эту страницу самостоятельно, если вы квалифицированы.
Этот баннер появляется на слабых статьях, к содержанию которых следует подходить с академической осторожностью.

Информация
Информационные услуги
  • Автоматизированное кодирование информации
  • Автоматизированная обработка информации
  • Автоматизированный поиск информации
  • Автоматизированное хранилище информации
  • Компьютерный поиск
  • Базы данных
  • Сбор данных
  • Обработка данных
  • Системы поддержки принятия решений
  • Экспертные системы
  • Хранение информации о человеке
  • Распространение информации
  • Информационная грамотность
  • Поиск информации
  • Специалисты по информации
  • Информационные системы
  • Информационные технологии
  • Теория информации
  • Интеллектуальные агенты
  • Инженерия знаний
  • Управление знаниями
  • Библиотеки
Похожие темы
  • Биоинформатика
  • Цензура
  • Связь
  • Классификация
  • Концепции
  • Декларативное знание
  • Электронная связь
  • Интернет
  • Экономика знаний
  • Сообщения
  • Привилегированная связь
  • Процедурные знания
  • Таксономии

Это поле: просмотреть • говорить • редактировать

Сообщение в самом общем смысле является объектом коммуникации. Это то, что предоставляет информацию; это также может быть сама эта информация. Следовательно, его значение зависит от контекста, в котором оно используется; этот термин может применяться как к информации, так и к ее форме. А 9Коммюнике 0007 — это краткий отчет или заявление, опубликованное государственным органом.

В коммуникациях

Точнее, в коммуникациях сообщение — это информация, которая отправляется от источника к получателю. Некоторые общие определения включают:

  • Любая мысль или идея, выраженная на языке, подготовленная в форме, подходящей для передачи через средства массовой информации в качестве формы общения.
  • Произвольное количество информации, начало и конец которой определены или подразумеваются.

При общении между людьми сообщения могут быть вербальными или невербальными:

  • Вербальное сообщение — это обмен информацией с помощью слов. Примеры включают личное общение, телефонные звонки, голосовую почту и т. д.
  • Невербальное сообщение передается посредством действий или поведения, а не слов. Примеры включают использование языка тела и действий, совершаемых отдельной идеей.

Современные формы обмена сообщениями

  • Обмен мгновенными сообщениями, обмен текстовыми сообщениями и электронная почта являются примерами компьютерного программного обеспечения, предназначенного для доставки удобочитаемых сообщений в форматированном или неформатированном тексте от одного человека к другому.

См. также

  • Компьютерная связь
  • Электронная связь
  • Сплетни
  • Обмен текстовыми сообщениями

Контент сообщества доступен по лицензии CC-BY-SA, если не указано иное.

Подсознательная реклама — Мир психологов

«За эти годы были проведены буквально сотни исследований»… «Эти исследования показывают, что значительный объем информации , способный обосновывать решения и направлять действия, воспринимается даже тогда, когда наблюдатели не испытывают любое осознание восприятия».

Филип Мерикл, факультет психологии, Университет Ватерлоо.

Влияние средств массовой информации
  • Влияние языка

Подсознательное сообщение — это сигнал или сообщение, предназначенное для прохождения ниже (под) нормальных пределов восприятия. Например, это может быть неслышимо для сознательного ума (но слышно для бессознательного или более глубокого ума) или может быть образом, переданным на короткое время и невоспринимаемым сознательно, но воспринимаемым бессознательно. Это определение предполагает разделение между сознательным и бессознательным, что может ввести в заблуждение; может быть более верным предположить, что подсознательное сообщение (звук или изображение) воспринимается более глубокими частями того, что является единым интегрированным умом.

В повседневной жизни часто предполагалось, что подсознательные методы используются в рекламе и в пропагандистских целях (например, партийные политические передачи).

Термин «подсознательное сообщение» был популяризирован в 1957 году в книге Вэнса Паккарда «Скрытые убедители». В этой книге подробно описано исследование кинотеатров, которые якобы использовали подсознательные команды для увеличения продаж попкорна и кока-колы в своих торговых точках. Однако исследование было сфабриковано, как позднее признал автор исследования Джеймс Викари.

В 1973 году в книге «Подсознательное соблазнение» утверждалось, что подсознательные техники широко используются в рекламе. Книга способствовала созданию общей атмосферы страха перед оруэлловскими опасностями (подсознательного обмена сообщениями). Обеспокоенности общественности было достаточно, чтобы Федеральная комиссия по связи провела слушания и объявила подсознательную рекламу «противоречащей общественным интересам», поскольку она связана с «преднамеренным обманом» публики.

Подсознательное восприятие или познание представляет собой подмножество бессознательного познания, при котором формы бессознательного познания также включают внимание к одному сигналу в шумной обстановке при бессознательном отслеживании других сигналов (например, одного голоса из многих в переполненной комнате) и выполненных задач автоматически (например, вождение автомобиля).

Во всех таких случаях проводилось исследование того, какая часть оставленного без внимания или бессознательного сигнала или сообщения воспринимается (бессознательно), т. е. воспринимается и полностью переваривается все сообщение или, возможно, только его основные и более простые черты? Есть по крайней мере две точки зрения на этот счет. Один из них утверждает, что воспринимаются только более простые черты бессознательных сигналов; однако обратите внимание, что большинство проведенных исследований, как правило, проверяют только более простые функции познания (а не проверяют полное понимание). Вторая школа мысли утверждает, что бессознательное познание является всеобъемлющим и что воспринимается гораздо больше, чем может быть выражено словами.

Были проведены различные виды исследований подсознательного восприятия. Например, о том, полностью ли не осознают пациенты под наркозом, когда они, по-видимому, полностью спят/бессознательны. Хотя сами пациенты сообщают, что ничего не знают о событиях, происходящих под наркозом, более косвенные методы изучения того, что они могут вспомнить, подтверждают, что информация воспринимается без какого-либо сознательного осознания.

Аналогичным образом, исследования пациентов с неврологическими нарушениями показывают, что пациенты, которые утверждают, например, не иметь возможности видеть определенные стимулы, тем не менее реагировать на основе информации, полученной от этих стимулов. Например, в случае синдрома, известного как слепое зрение, пациенты могут не знать о получении информации в области своего поля зрения, которая, по их мнению, повреждена.

Подсознательные сообщения могут получить свое потенциальное влияние/силу от того факта, что они способны обойти критические функции сознательного разума, и поэтому часто утверждалось, что подсознательные внушения потенциально более сильны, чем обычные внушения. Этот путь влияния или убеждения был бы сродни самовнушению или гипнозу, когда субъекта поощряют (или каким-то образом побуждают) расслабиться, так что внушения направляются в более глубокие (более легковерные) части разума; некоторые наблюдатели утверждали, что бессознательный разум не способен критически отвергнуть гипнотические или подсознательные внушения. Результаты исследований не подтверждают вывод о том, что подсознательные внушения обладают особой силой.

Технология подсознательного обмена сообщениями была развита довольно далеко, например, в гемифонических технологиях Института Монро (см. ниже), и такие методы использовались в очень реальных ситуациях, таких как быстрая и всесторонняя подготовка мужчин в вооруженных силах распознавать иностранные корабли и самолеты. Исследования показывают, что на эффективность таких кассет или компакт-дисков сильно влияет то, верит ли пользователь, что они окажут влияние (эффект плацебо).

Подсознательные сообщения в рекламе

Обычно считается, что существует форма подсознательного обмена сообщениями, включающая вставку «скрытых» сообщений в фильмы и телепрограммы. Концепция «движущихся картинок» основана на стойкости зрения для создания иллюзии движения в серии изображений, проецируемых со скоростью от 23 до 30 кадров в секунду; популярная теория подсознательных сообщений обычно предполагает, что подсознательные команды могут быть вставлены в эту последовательность со скоростью, возможно, 1 кадр из 25 (или примерно 1 кадр в секунду). Скрытая команда в одном кадре будет мелькать на экране так быстро, что не будет восприниматься сознательно, но команда предположительно воздействует на подсознание зрителя и, таким образом, оказывает некоторый измеримый эффект с точки зрения поведения.

Что касается вопроса о том, широко ли используются подсознательные сообщения для воздействия на группы людей, т.е. аудитории, нет никаких доказательств того, что были предприняты какие-либо серьезные или продолжительные попытки использовать эту технологию для массовой аудитории. Широко разрекламированные сообщения, появившиеся в 1957 году, о том, что посетители кинотеатра в Нью-Джерси подсознательно побуждались потреблять больше попкорна и больше кока-колы, почти наверняка были ложными. В настоящее время специалисты по маркетингу сходятся во мнении, что подсознательная реклама контрпродуктивна. Для некоторых это происходит потому, что они считают его неэффективным, но для большинства это происходит потому, что они понимают, что его использование станет катастрофой для общественности, если его использование будет обнаружено. Многие опасаются использовать его в маркетинговых кампаниях по этическим соображениям.

Во время президентской кампании в США в 2000 году телевизионная реклама кандидата от республиканцев Джорджа Буша показывала слова (и их части), перемещающиеся с переднего плана на задний план на телевизионном экране. Когда на экране мелькнуло слово БЮРОКРАТЫ, один кадр показал только последнюю часть, КРЫСЫ. Демократы немедленно обратились в Федеральную комиссию по связи США с просьбой разобраться в этом вопросе, но по этому делу не было наложено никаких штрафов. Влияние этого на общую президентскую гонку было неясным; демократы и Эл Гор подверглись насмешкам за то, что обнаружили злой умысел в чем-то, что могло быть простой ошибкой; республиканцы подверглись насмешкам за невнимание к деталям и неправильное произношение Бушем слова «подсознательный» (получилось как «подсознательный»). (Стоит упомянуть, что «подсознательное сообщение» легко просматривается, когда реклама воспроизводится на обычной скорости.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts