СТРУКТУРА ПРИЕМА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
Познавательная деятельность человека предполагает непосредственное воздействие окружающих предметов и явлений на органы чувств человека. Мозг человека непрерывно получает сигналы о том, что происходит в окружающей среде и внутри самого организма. Эти сигналы отражают свойства, качества предметов и явлений, состояние его внутренних органов. Благодаря этому человек познает окружающий мир.
Указанные познавательные психические процессы образуют структуру приема информации, которая включает в себя следующие отдельные этапы:
Р ®ОЧ ®НИ ® ГМ ®ОЩ ®ЦОВ ®(ЭП) ®ОП ®(М) ®(ОС)
Раздражитель (Р, слуховой, зрительный и др.) воздействует на органы чувств (ОЧ). В результате этого возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг человека (ГМ), обрабатываются там и формируются в отдельные ощущения (ОЩ). На основе этого складывается целостный образ восприятия предмета (ЦОВ), который сопоставляется с эталоном памяти (
Информация, на основе которой складывается целостный образ, поступает к нам по различным каналам: аудиальным (слуховые образы), визуальным (зрительные образы), кинестетическим (чувственные образы) и т.п.
Процесс первичной обработки информации происходит на уровне отдельных свойств предметов и явлений и определяется ощущениями. Этот уровень обработки информации называется сенсорным. Однако ощущение – это только первичный материал, в нем отсутствует целостное представление о том явлении, которое вызвало ощущение. Формирование психического образа происходит на уровне восприятия. Восприятие, или перцепция, – это процесс обработки сенсорной информации.
Таким образом, в процессе любой познавательной деятельности отправной точкой является ощущение, а ведущим процессом – восприятие.
Выделение двух стадий обработки информации – сенсорного и перцептивного – во многом является абстрактным. Сенсорные и перцептивные процессы трудно отделить друг от друга, подобно тому как происходят последовательные действия одного театрального спектакля. Можно привести и другой пример, когда, идя по ночной улице, мы воспринимаем здания, тротуар, фонари и автомобили, а не просто ощущаем шорохи, блики, шумы и вибрации.
Анализ сенсорных и перцептивных процессов, участвующих в приеме информации, раскрытие их природы и закономерностей необходимы человеку для решения задачи оптимального построения информационной модели реальной обстановки.
Исследования, проведенные в психологии, показывают, что формирование перцептивного образа является фазным процессом и включает несколько стадий:
Обнаружение – стадия восприятия, на которой наблюдатель выделяет объект из фона, но еще не может судить о его форме и признаках.
Различение – стадия восприятия, на которой человек способен раздельно воспринимать два объекта, расположенных рядом (либо два состояния одного объекта), а также выделять детали объектов.
Идентификация – стадия восприятия, на которой происходит отождествление двух одновременно воспринимаемых образов, или отнесение воспринимаемого объекта к эталону, хранящемуся в памяти.
Опознание – стадия восприятия, на которой человек выделяет существенные признаки объекта и относит его к определенному классу.
При этом они не являются изначальными свойствами перцептивного образа, а формируются в процессе его становления. Длительность отдельных стадий зависит от сложности воспринимаемого сигнала. Знание последовательности различения признаков сигнала и динамики становления его образа важно для решения многочисленных практических задач. Например, таких задач, как выбор оптимального начертания знаков, определение числа строк в телевизионном изображении, скорости передачи сигналов и смены кадров в проекционных системах отображения и т. п. В этой связи возникает также проблема «помехоустойчивости» восприятия, т.е. возможности человека восстанавливать сигналы, частично разрушенные помехами. Этот факт имеет также большое значение для правильного построения, например, различных информационных систем и средств отображения информации.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
СТРУКТУРА ПРИЕМА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
От 250 руб
Контрольная работа
СТРУКТУРА ПРИЕМА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
От 250 руб
Курсовая работа
СТРУКТУРА ПРИЕМА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
www.
Psyarticles.ru — учебные статьи по психологииУчебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.
Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.
Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.
Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.
Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения
Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.
Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.
Специфика конфликтов в образовательных процессах
В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.
Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.
Современная психология: ее задачи и место в системе наук
В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.
Методы психологии
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа
Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.
Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.
Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном
Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.
Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.
Проблема психодинамического диагноза
Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.
Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.
Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.
Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.
Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.
Четыре элемента процесса убеждения
Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.
Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.
Повышение уровня сознания. Насколько это важно?
Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.
Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.
Теория подчинения (Дэвид Осубель) — InstructionalDesign.org
Теория Осубеля касается того, как люди усваивают большое количество значимого материала из словесных/текстовых презентаций в школьной среде (в отличие от теорий, разработанных в контексте лабораторных экспериментов). Согласно Осубелю, обучение основано на видах вышестоящих, репрезентативных и комбинаторных процессов, которые происходят во время получения информации. Первичным процессом обучения является подчинение, при котором новый материал связывается с релевантными идеями в существующей когнитивной структуре на содержательной, невербальной основе. Когнитивные структуры представляют собой остаток всего опыта обучения; забывание происходит потому, что определенные детали интегрируются и теряют свою индивидуальную идентичность.
Основным механизмом обучения, предложенным Ausubel, является использование предварительных организаторов:
«Эти организаторы вводятся до самого обучения, а также представлены на более высоком уровне абстракции, общности и включения; и поскольку основное содержание данного органайзера или серии органайзеров выбирается на основе их пригодности для объяснения, интеграции и взаимосвязи материала, которому они предшествуют, эта стратегия одновременно удовлетворяет как основным, так и программным критериям повышения организационной силы. когнитивной структуры». (1963 , с. 81).
Ausubel подчеркивает, что предварительные органайзеры отличаются от обзоров и резюме, которые просто подчеркивают ключевые идеи и представлены на том же уровне абстракции и обобщения, что и остальной материал. Организаторы выступают в качестве связующего звена между новым учебным материалом и существующими связанными идеями.
Теория Осубеля имеет общие черты с гештальт-теориями и теми, в которых схема (например, Бартлетт< ) является центральным принципом. Есть также сходство с моделью «спирального обучения» Брунера, хотя Аусубель подчеркивает, что включение включает реорганизацию существующих когнитивных структур, а не разработку новых структур, как предполагают конструктивистские теории. На Осюбель, по-видимому, повлияла работа Пиаже по когнитивному развитию.
ЗаявкаОсубел ясно указывает, что его теория применима только к приемному (пояснительному) обучению в школьных условиях. Он отличает приемное заучивание от заучивания и заучивания методом открытий; первый, потому что он не включает в себя подчинение (т. Е. Значимые материалы), а второй, потому что учащийся должен находить информацию посредством решения проблем. Было проведено большое количество исследований о влиянии передовых организаторов на обучение (см. Ausubel, 19).68, 1978).
ПримерAusubel (1963, стр. 80) цитирует учебник патологии Бойда как пример прогрессивной дифференциации, потому что в книге представлена информация в соответствии с общими процессами (например, воспаление, дегенерация), а не путем описания систем органов в отдельности . Он также цитирует учебную программу Комитета по изучению физических наук, которая организует материал в соответствии с основными идеями физики, а не по частям обсуждением принципа или явления (стр. 78).
Принципы- Сначала должны быть представлены самые общие идеи предмета, а затем постепенно дифференцированы с точки зрения деталей и специфики.
- Учебные материалы должны пытаться интегрировать новый материал с ранее представленной информацией посредством сравнения и перекрестных ссылок на новые и старые идеи.
- Ausubel, D. (1963). Психология осмысленного вербального обучения. Нью-Йорк: Grune & Stratton.
- Осубель, Д. (1978). В защиту авангардов: Ответ критикам. Обзор образовательных исследований , 48, 251-257.
- Ausubel, D., Novak, J., & Hanesian, H. (1978). Педагогическая психология: когнитивный взгляд (2-е изд.). Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.
UW: Материал для испытательного стенда
Теория подчинения |
Обучение | Принципы | История | Инструкция
Определение
Теория Осубеля касается того, как люди усваивают большое количество значимого материала из устных/текстовых презентаций в школьной среде (в отличие от теории, разработанные в контексте лабораторных экспериментов).
Предположения об обучении
Согласно Осубелю, обучение основано на видах высшего, репрезентативного, и комбинаторные процессы, происходящие при приеме информации. Основным процессом в обучении является подчинение, при котором новый материал связанные с релевантными идеями в существующей когнитивной структуре на содержательном, невербальная основа. Когнитивные структуры представляют собой остаток всего обучения. опыт; забывание происходит, потому что некоторые детали интегрируются и теряют свою индивидуальность.
Майор Принципы
Основной механизм обучения предложенное Ausubel, заключается в использовании предварительных организаторов:
«Эти организаторы вводятся до самого обучения, а также представлены на более высоком уровне абстракции, общности и инклюзивности; а поскольку по существу содержание данного органайзера или серии органайзеров выбирается на основе его пригодности для объяснения, интеграции и взаимосвязи материала, которому они предшествуют, эта стратегия одновременно удовлетворяет существенные, а также программные критерии для улучшения организации прочность когнитивной структуры» (1963, с. 81).
Ausubel подчеркивает, что предварительные органайзеры отличаются от обзоров и сводок, которые просто подчеркивают ключевые идеи и представлены на том же уровне абстракции и общность, как и остальной материал. Организаторы выступают в роли подразумевающих мост между новым учебным материалом и существующими связанными идеями.
История и сторонники
теории Осубеля имеет общие черты с гештальт-теориями и теми, которые включают схемы (например, Бартлетта) в качестве центрального принципа. Имеются также сходства с Модель «спирального обучения» Брунера, хотя Осубел подчеркивает, что это отнесение включает в себя реорганизацию существующих когнитивных структур, а не развитие новых структур, как предполагают конструктивистские теории.
Роль Ученика/Учителя
Ausubel четко указывает, что его теория применима только к приемному (пояснительному) обучению в школьных условиях. Он отличает приемное заучивание от механического и обучение открытию; первый, потому что он не включает подчинение (т. е. значимые материалы), а второе, потому что обучающийся должен обнаружить информацию через решение проблем. Было проведено большое количество исследований проведенные на эффектах передовых организаторов в обучении (см. Ausubel, 1968, 1978).
Принципы обучения
- Наиболее общие идеи предмет должен быть сначала представлен, а затем постепенно дифференцирован с точки зрения детализации и конкретики.
- Учебные материалы следует попытаться интегрировать новый материал с ранее представленным информацию путем сравнения и перекрестных ссылок на новые и старые идеи.
Ссылки
Ausubel, D. (1963). Психология осмысленного вербального обучения. Нью-Йорк: Grune & Stratton.
Осубель, Д. (1978).