Психология структура приема информации: 1. Структура приема информации

Содержание

СТРУКТУРА ПРИЕМА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ 

Познавательная деятельность человека предполагает непосредственное воздействие окружающих предметов и  явлений на органы чувств человека. Мозг человека непрерывно получает сигналы о том, что происходит в окружающей среде и внутри самого организма. Эти сигналы отражают свойства, качества предметов и явлений, состояние его внутренних органов. Благодаря этому человек познает окружающий мир.

Указанные познавательные психические процессы образуют структуру приема информации, которая  включает в себя следующие отдельные этапы:

Р ®ОЧ ®НИ ® ГМ ®ОЩ ®ЦОВ ®(ЭП) ®ОП ®(М) ®(ОС)

Раздражитель (Р, слуховой, зрительный и др.) воздействует на органы чувств (ОЧ). В результате этого возникают нервные импульсы (НИ), которые  по нервным проводящим путям поступают в головной мозг человека (ГМ), обрабатываются там и формируются в отдельные ощущения (ОЩ). На основе этого складывается целостный образ восприятия предмета (ЦОВ), который сопоставляется с эталоном памяти (

ЭП), в результате чего происходит опознание предмета (ОП).   Затем посредством мыслительной деятельности (М) при мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта  происходит осмысление и  понимание информации (ОС).

Информация, на основе которой складывается целостный образ, поступает к нам по различным каналам: аудиальным (слуховые образы),  визуальным (зрительные образы), кинестетическим (чувственные образы) и т.п.

Процесс первичной обработки информации происходит на уровне отдельных свойств предметов и явлений и определяется ощущениями. Этот уровень обработки информации называется сенсорным. Однако ощущение – это только первичный материал, в нем отсутствует целостное представление о том явлении, которое вызвало ощущение. Формирование психического образа происходит на уровне восприятия. Восприятие, или перцепция, – это процесс обработки сенсорной информации.

Таким образом, в  процессе любой познавательной деятельности отправной точкой является ощущение, а ведущим процессом – восприятие.

Выделение двух стадий обработки информации – сенсорного и перцептивного – во многом является абстрактным. Сенсорные и перцептивные  процессы трудно отделить друг от друга, подобно тому как происходят последовательные действия одного театрального спектакля. Можно привести и другой пример, когда, идя по ночной улице, мы воспринимаем здания, тротуар, фонари и автомобили, а не просто ощущаем шорохи, блики, шумы и вибрации.

Анализ сенсорных и перцептивных процессов, участвующих в приеме информации, раскрытие их природы и закономерностей необходимы человеку для решения задачи оптимального построения информационной модели реальной обстановки.

Исследования, проведенные в психологии, показывают, что формирование перцептивного образа является фазным процессом и  включает несколько стадий:

обнаружение, различение и опознание (Б.Ф.Ломов).

Обнаружение – стадия восприятия, на которой наблюдатель выделяет объект из фона, но еще не может судить о его форме и признаках.

Различение – стадия восприятия, на которой человек способен раздельно воспринимать два объекта, расположенных рядом (либо два состояния одного объекта), а также выделять детали объектов.

Идентификация – стадия восприятия, на которой происходит отождествление двух одновременно воспринимаемых образов, или отнесение воспринимаемого объекта к эталону, хранящемуся в памяти.

Опознание – стадия восприятия, на которой человек выделяет существенные признаки объекта и относит его к определенному классу.

При этом они не являются изначальными свойствами перцептивного образа, а формируются в процессе его становления. Длительность отдельных стадий зависит от сложности воспринимаемого сигнала. Знание последовательности различения признаков сигнала и динамики становления его образа важно для решения многочисленных практических задач. Например, таких задач, как выбор оптимального начертания знаков, определение числа строк в телевизионном изображении, скорости передачи сигналов и смены кадров в проекционных системах отображения и т. п. В этой связи возникает также проблема «помехоустойчивости»  восприятия, т.е. возможности человека восстанавливать сигналы, частично разрушенные помехами. Этот факт имеет также большое значение для правильного построения, например, различных информационных систем и средств отображения информации.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    СТРУКТУРА  ПРИЕМА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ 

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    СТРУКТУРА  ПРИЕМА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ 

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    СТРУКТУРА  ПРИЕМА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ 

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

www.

Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

Теория подчинения (Дэвид Осубель) — InstructionalDesign.org

Теория Осубеля касается того, как люди усваивают большое количество значимого материала из словесных/текстовых презентаций в школьной среде (в отличие от теорий, разработанных в контексте лабораторных экспериментов). Согласно Осубелю, обучение основано на видах вышестоящих, репрезентативных и комбинаторных процессов, которые происходят во время получения информации. Первичным процессом обучения является подчинение, при котором новый материал связывается с релевантными идеями в существующей когнитивной структуре на содержательной, невербальной основе. Когнитивные структуры представляют собой остаток всего опыта обучения; забывание происходит потому, что определенные детали интегрируются и теряют свою индивидуальную идентичность.

Основным механизмом обучения, предложенным Ausubel, является использование предварительных организаторов:

«Эти организаторы вводятся до самого обучения, а также представлены на более высоком уровне абстракции, общности и включения; и поскольку основное содержание данного органайзера или серии органайзеров выбирается на основе их пригодности для объяснения, интеграции и взаимосвязи материала, которому они предшествуют, эта стратегия одновременно удовлетворяет как основным, так и программным критериям повышения организационной силы. когнитивной структуры». (1963 , с. 81).

Ausubel подчеркивает, что предварительные органайзеры отличаются от обзоров и резюме, которые просто подчеркивают ключевые идеи и представлены на том же уровне абстракции и обобщения, что и остальной материал. Организаторы выступают в качестве связующего звена между новым учебным материалом и существующими связанными идеями.

Теория Осубеля имеет общие черты с гештальт-теориями и теми, в которых схема (например, Бартлетт< ) является центральным принципом. Есть также сходство с моделью «спирального обучения» Брунера, хотя Аусубель подчеркивает, что включение включает реорганизацию существующих когнитивных структур, а не разработку новых структур, как предполагают конструктивистские теории. На Осюбель, по-видимому, повлияла работа Пиаже по когнитивному развитию.

Заявка

Осубел ясно указывает, что его теория применима только к приемному (пояснительному) обучению в школьных условиях. Он отличает приемное заучивание от заучивания и заучивания методом открытий; первый, потому что он не включает в себя подчинение (т. Е. Значимые материалы), а второй, потому что учащийся должен находить информацию посредством решения проблем. Было проведено большое количество исследований о влиянии передовых организаторов на обучение (см. Ausubel, 19).68, 1978).

Пример

Ausubel (1963, стр. 80) цитирует учебник патологии Бойда как пример прогрессивной дифференциации, потому что в книге представлена ​​информация в соответствии с общими процессами (например, воспаление, дегенерация), а не путем описания систем органов в отдельности . Он также цитирует учебную программу Комитета по изучению физических наук, которая организует материал в соответствии с основными идеями физики, а не по частям обсуждением принципа или явления (стр. 78).

Принципы
  1. Сначала должны быть представлены самые общие идеи предмета, а затем постепенно дифференцированы с точки зрения деталей и специфики.
  2. Учебные материалы должны пытаться интегрировать новый материал с ранее представленной информацией посредством сравнения и перекрестных ссылок на новые и старые идеи.

Ссылки
  • Ausubel, D. (1963). Психология осмысленного вербального обучения. Нью-Йорк: Grune & Stratton.
  • Осубель, Д. (1978). В защиту авангардов: Ответ критикам. Обзор образовательных исследований , 48, 251-257.
  • Ausubel, D., Novak, J., & Hanesian, H. (1978). Педагогическая психология: когнитивный взгляд (2-е изд.). Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.

 

UW: Материал для испытательного стенда

Теория подчинения

Обучение | Принципы | История | Инструкция


Определение

Теория Осубеля касается того, как люди усваивают большое количество значимого материала из устных/текстовых презентаций в школьной среде (в отличие от теории, разработанные в контексте лабораторных экспериментов).

Предположения об обучении

Согласно Осубелю, обучение основано на видах высшего, репрезентативного, и комбинаторные процессы, происходящие при приеме информации. Основным процессом в обучении является подчинение, при котором новый материал связанные с релевантными идеями в существующей когнитивной структуре на содержательном, невербальная основа. Когнитивные структуры представляют собой остаток всего обучения. опыт; забывание происходит, потому что некоторые детали интегрируются и теряют свою индивидуальность.

Майор Принципы

Основной механизм обучения предложенное Ausubel, заключается в использовании предварительных организаторов:

«Эти организаторы вводятся до самого обучения, а также представлены на более высоком уровне абстракции, общности и инклюзивности; а поскольку по существу содержание данного органайзера или серии органайзеров выбирается на основе его пригодности для объяснения, интеграции и взаимосвязи материала, которому они предшествуют, эта стратегия одновременно удовлетворяет существенные, а также программные критерии для улучшения организации прочность когнитивной структуры» (1963, с. 81).

Ausubel подчеркивает, что предварительные органайзеры отличаются от обзоров и сводок, которые просто подчеркивают ключевые идеи и представлены на том же уровне абстракции и общность, как и остальной материал. Организаторы выступают в роли подразумевающих мост между новым учебным материалом и существующими связанными идеями.

История и сторонники

теории Осубеля имеет общие черты с гештальт-теориями и теми, которые включают схемы (например, Бартлетта) в качестве центрального принципа. Имеются также сходства с Модель «спирального обучения» Брунера, хотя Осубел подчеркивает, что это отнесение включает в себя реорганизацию существующих когнитивных структур, а не развитие новых структур, как предполагают конструктивистские теории.

Роль Ученика/Учителя

Ausubel четко указывает, что его теория применима только к приемному (пояснительному) обучению в школьных условиях. Он отличает приемное заучивание от механического и обучение открытию; первый, потому что он не включает подчинение (т. е. значимые материалы), а второе, потому что обучающийся должен обнаружить информацию через решение проблем. Было проведено большое количество исследований проведенные на эффектах передовых организаторов в обучении (см. Ausubel, 1968, 1978).

Принципы обучения

  1. Наиболее общие идеи предмет должен быть сначала представлен, а затем постепенно дифференцирован с точки зрения детализации и конкретики.
  2. Учебные материалы следует попытаться интегрировать новый материал с ранее представленным информацию путем сравнения и перекрестных ссылок на новые и старые идеи.

Ссылки

Ausubel, D. (1963). Психология осмысленного вербального обучения. Нью-Йорк: Grune & Stratton.

Осубель, Д. (1978).

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts