Психология виды восприятия: Восприятие 💡 Основные виды, свойства и особенности восприятия

Восприятие и виды восприятия

  1. Файлы
  2. Академическая и специальная литература
  3. Психологические дисциплины
  4. Общая психология

Общая психология

  • Классика общей психологии

  • Общая психология (теория)

  • Основы психологии и педагогики

  • Популярно об общей психологии

  • Практикум по общей психологии

  • Психические процессы

  • Психические свойства

  • Психические состояния

  • Психологическая танатология

  • Психология времени (хронопсихология)

  • Психология юмора и смеха

  • Самосознание

  • Сознание и подсознание

  • Хрестоматии по общей психологии

  • Эволюционная психология

Психологические дисциплины

  • Акмеология

  • Введение в профессию «Психолог»

  • Военная психология и педагогика

  • Гендерная психология

  • Гуманистическая психология

  • Дифференциальная психология

  • Зоопсихология и сравнительная психология

  • История психологии

  • Клиническая психология

  • Когнитивная психология

  • Матметоды и моделирование в психологии

  • Методология и методы психологического исследования

  • Нейролингвистическое программирование (НЛП)

  • Нейропсихология

  • Общая психология

  • Парапсихология

  • Педагогическая психология

  • Перинатальная психология

  • Периодика по психологии

  • Позитивная психология

  • Политическая психология

  • Поп-психология

  • Практическая психология

  • Психогенетика

  • Психодиагностика

  • Психокоррекция

  • Психологическое консультирование

  • Психология агрессии

  • Психология адаптации

  • Психология влияния и манипулирования

  • Психология девиантного поведения

  • Психология здоровья

  • Психология лидерства

  • Психология личности

  • Психология мышления и интеллекта

  • Психология общения

  • Психология развития и возрастная психология

  • Психология рекламы

  • Психология религии

  • Психология спорта

  • Психология стресса

  • Психология суицида

  • Психология творчества

  • Психология труда

  • Психология управления

  • Психосемантика

  • Психосоматика

  • Психотерапия

  • Психофизиология

  • Сексология и сексопатология

  • Семейная психология

  • Социальная психология

  • Специальная психология

  • Трансперсональная психология

  • Характерология

  • Экзистенциальная психология

  • Экологическая психология

  • Экономическая психология

  • Экспериментальная психология

  • Экстремальная психология

  • Энциклопедии, словари, справочники

  • Этническая психология

  • Юридическая психология

Контрольная работа

  • формат doc
  • размер 20,31 КБ
  • добавлен 24 февраля 2010 г.

Похожие разделы

  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. NB: Психология и психотехника
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Актуальные проблемы психологического знания
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Белорусский психологический журнал / Психологический журнал
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Петербургский психологический журнал
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Проблеми загальної та педагогічної психології
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Проблеми сучасної психології
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Психологический журнал (РАН)
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Психология
  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Периодика по психологии
  4. Российский психологический журнал

Восприятие это в психологии (виды, свойства)

Восприятие психология относит к формам чувственного познания действительности. Всего их три: ощущение, восприятие и представление. Первая из них — это отражение отдельных характеристик предмета, который непосредственно взаимодействует с органами чувств, последняя — это образ предмета, сохранившийся в сознании.

Само же восприятие как познавательный процесс основывается на совокупности ощущений, хотя его нельзя свести к их простой сумме. Восприятие, как и ощущение, требует непосредственного контакта с предметом познания, а представление осуществляется без него.

Итак, под восприятием, или перцепцией, в психологии и логике понимается образ предмета в целом при его воздействии на органы чувств. Это один из немногих случаев, когда одно определение термина признается сторонниками различных направлений, хотя теории восприятия, конечно, будут отличаться в зависимости от того или иного течения в психологии.

Восприятие и ощущение составляют основу чувственного познания мира. Однако если ощущение — это процесс, происходящий исключительно внутри нас самих, то перцепция всегда связана с объективацией, то есть соотнесением чувственного образа с внешним миром. Иными словами, ощущение возникает как субъективное состояние и преобразуется в восприятие, которое уже относится к объективной действительности.

До выявления сложных отношений между этими двумя формами познания действительности существовал также термин «сенсорное восприятие», обозначавший явления, при которых чувственный опыт выводился из сенсорной информации (то есть зрительной, вкусовой, слуховой, обонятельной и тактильной). Сейчас данный термин утратил актуальность.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Гештальт терапия

Восприятие как психический процесс является органической частью функционирования психики и тесно связано с другими видами психической деятельности: памятью, мышлением, эмоциями и так далее. Поэтому методики, направленные на диагностику перцепции, чаще всего исследуют одновременно внимание и память.

Основные свойства и виды восприятия

Главные признаки:

  • Константность, то есть способность психики сохранять относительно постоянные характеристики воспринимаемых предметов вне зависимости от условий среды (расстояния до них, освещенности, ракурса и так далее).
  • Предметность — вычленение из пространства отдельных предметов, понимание обособленности объекта во времени и пространстве. Предметность тесно связана с процессом объективации.
  • Структурность — предмет воспринимается как взаимосвязь его частей. (Это свойство часто объясняют на примере музыкального произведения: оно может быть сыграно в различных тональностях, с использованием различных инструментов, но соотношение между звуками остается прежним.)
  • Осмысленность связывает перцепцию с мышлением. Мы стараемся назвать предмет, определить его назначение, соотнести со знакомыми вещами, если видим его впервые.
  • Избирательность, то есть заострение внимания на одних объектах и игнорирование других, в зависимости от задач, которые ставит (или не ставит) перед собой человек.
  • Целостность — объект или ситуация состоят из разных частей, но воспринимаются комплексно. Кроме того, эта целостность проявляется в том, что даже когда мы непосредственно имеем дело с одним свойством объекта, то остальные все равно возникают в нашем сознании, достраивая сложный образ.

Таковы основные характеристики восприятия. Еще в этот список добавляют апперцепцию — индивидуальные особенности восприятия или, иными словами, субъективное восприятие, которое базируется на прежнем индивидуальном опыте.

Закономерности восприятия построены таким образом, что в нем всегда отражается как предыдущий опыт личности, так и состояние ее психики, накопленные знания и привычки.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

На восприятие очень большой отпечаток накладывает и профессия. Например, безусловно, по-разному будут смотреть на один и тот же текст специалист-филолог, который заметит все стилистические ошибки и неточности, и школьник-первоклассник, едва научившийся читать!

Типология

Мы рассмотрели основные свойства восприятия. Что же можно сказать о его видах? Классификация восприятия проводится на самых разных основаниях. Например, различают преднамеренную и непреднамеренную перцепцию. В чем специфика каждого вида, можно догадаться по их названиям.

В первом случае у человека с самого начала есть конкретная цель, задача, связанная с необходимостью составить чувственный образ объекта. Во втором — такой задачи нет, а познавательный процесс активизируется в силу внешних обстоятельств: предположим, предмет заинтересовал нас, потому что оказался в непосредственной близости.

Рекомендуем: Высшие психические функции

Преднамеренная форма может развиться в наблюдение, то есть целенаправленный длительный (возможно, с перерывами) процесс, в результате которого мы получаем сведения о течении явления или его изменениях за определенный промежуток времени. Наблюдение важно для человека любого возраста: оно составляет значительную часть периода учебы человека, без него не обойтись настоящему профессионалу в трудовой деятельности.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Также можно проводить деление по виду анализаторов (нервных структур, реагирующих на раздражение), участвующих в познании. При этом нужно помнить, что мы говорим лишь о самом активном анализаторе, поскольку в перцептивном процессе их всегда участвует несколько.

Итак, традиционно различают аудиальное восприятие (слуховое), зрительное (визуальное), обонятельное, осязательное (тактильное восприятие), вкусовое. Аналогично выделяют и виды информации по способу восприятия: звуковую, тактильную, вкусовую…

Еще разновидности этой формы познания можно классифицировать по типу воспринимаемого объекта. Сюда включают перцепцию движения, пространства, времени, социальное восприятие (то есть возникающий в психике образ социальных объектов, а не неодушевленных предметов) и другие виды.

Рекомендуем: Что такое глубинная психология?

Эти виды восприятия относятся к числу сложных: для их осуществления нужна активная работа сразу нескольких анализаторов. Если же в основном задействован лишь один, перцепция, соответственно, будет простой.

Если что-то пошло не так

Психологические механизмы восприятия, как и других происходящих в психике процессов, сложны и многоэтапны, поэтому, к сожалению, нередки случаи искажения и нарушения перцепции.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Расстройства восприятия проявляются в самых различных формах, которые могут существовать и самостоятельно, и как симптомы того или иного психического заболевания. Остановимся на некоторых наиболее распространенных.

Иллюзии представляют собой искажения восприятия реального объекта. Иллюзии могут возникать и при полном психическом здоровье. Вспомним особенности зрительного восприятия ложки в граненом стакане: она будет казаться преломленной. Это так называемые физические иллюзии, связанные с характеристиками среды.

Рекомендуем: Анима и анимус в психологии Юнга

Искажения, возникающие из-за особенностей работы органов чувств, называются физиологическими. Например, иллюзия, затрагивающая аудиальное восприятие: звуки одной и то же громкости будут казаться громче, если наложить их на тихий фон, и тише, если наложить на громкий.

К физиологическим иллюзиям не относят нарушение восприятия из-за сбоев в функционировании органов чувств (например, у человека расстроено зрение или поврежден слух). В психиатрии под иллюзиями понимаются только патологические состояния: аффективные, вербальные и парейдолические. Расшифруем эти термины.

  • Аффективные иллюзии — это ошибочное восприятие информации человеком, который находится под воздействием сильных эмоциональных переживаний.
  • Вербальные — неадекватно воспринимается речевая информация. Больному совсем иначе представляется смысл тех слов, которые он слышит: чаще всего он воспринимает нейтральные высказывания как обвинения, обиды, упреки.
  • Особенности зрительного восприятия, возникающие при парейдолических иллюзиях, заключаются в том, что больной видит в повседневных реальных объектах фантастические образы и ситуации (изображения, которые видятся в облаках, узоре ковра и так далее).

В отличие от иллюзий, при таком расстройстве, как галлюцинации, реального объекта перцепции не существует. Они могут быть истинными и ложными (псевдогаллюцинации). В случае первых кажущиеся предметы воспринимаются с той же степенью реалистичности, что и другие составляющие материального мира, признаки такого расстройства всегда ярко отражаются в поведении больного.

Во втором случае пациенту представляется, что образы находятся только в его сознании, причем возникли они там без участия органов чувств; у больного есть ощущение, что на него влияет какая-то внешняя сила: больной «видит» что-то у себя в голове, «чувствует» инородное тело внутри организма и так далее.

Кроме того, выделяются агнозии — перцептивные патологии, при которых сохраняется сознание и общая чувствительность, но один из видов перцепции нарушается. Например, нарушено тактильное восприятие: больной не может в целом опознать предмет при ощупывании или определить какие-либо его свойства (гладкость, температуру и так далее).

Наконец, к перцептивным расстройствам относится дереализация, когда восприятие мира становится как бы нереальным, не соответствующим действительности. Знакомые предметы и люди становятся чуждыми, неестественными. Например, пространство может утратить трехмерность, видеться как сквозь пелену и так далее. К дереализации относится и всем известный эффект дежавю. Автор: Евгения Бессонова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:

Курс «Ощущение и восприятие», психология 329, Аризонский университет

Курс «Ощущение и восприятие», психология 329, Аризонский университет

Психология 329, Ощущение и восприятие

Доктор Бедфорд

Информация о курсе

Ощущение и восприятие включают получение информации из мира и передачу ее в разум. Это можно сделать только с помощью 5 чувств, зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса — 5 ворот или порталов между внешним миром и внутренней ментальной жизнью.

«Это соответствует французскому представлению о том, что такое жизнь, — о наслаждении чувств…» Теодор Зелдин, британский социолог

 

Предпосылки

Требуется: Indv 101 (или Intro Psych), практические знания простой алгебры, немного геометрии и триггеров.

Настоятельно рекомендуется: раздел «Структура разума и поведения» Indv 101 (или Intro Psych), экспериментальные методы с лабораторными работами и минимум 1 курс из рекомендуемого списка ниже.

Рекомендуется: когнитивная психология, когнитивное развитие, базовый курс биологии, статистика, механизмы обучения, овладение языком

Чем больше у вас требований, тем больше вам понравится этот класс и тем больше вы сможете у него узнать.

Темы

Есть три темы, которые будут проходить через разные темы курса.

1) Эволюция : То, как мы воспринимаем мир, невозможно понять, не задав вопроса ПОЧЕМУ. Например, почему у нас есть цветовое зрение? Почему мы вообще видим? Ответ на такие вопросы «почему» включает эволюционные соображения. Наши способности к восприятию развились в результате естественного отбора, потому что эти способности вели к большему преимуществу в выживании. ( Примечание: знание идей Дарвина и теории эволюции путем естественного отбора поможет вам хорошо освоить этот курс, но это не обязательное условие; мы научим вас эволюции, которую вам нужно знать ).

2) Обучение : Системы восприятия, которые позволяют вам воспринимать мир, на самом деле постоянно меняются. Им нужно делать это, чтобы оставаться точными, иначе, как в старых часах, которые никогда не переустанавливались на правильное время, ошибки накапливались и становились все более неточными. Можно думать об обучении или пластичности как об «эволюции», за исключением изменений в системах восприятия в течение жизни человека, а не всей жизни вида! (Примечание: знание различных механизмов обучения, например, павловского условного рефлекса и/или овладения языком, и/или компьютерного обучения и т. д., поможет вам сравнить, как обучение влияет на восприятие, но это не обязательное условие).

Математика: ощущение и восприятие — одна из «точных наук» в психологии. Было обнаружено множество законов, которые лучше всего улавливаются с помощью математики. Примечание. Для этого курса вам необходимо иметь некоторые знания и способности в области математики, включая алгебру, геометрию, некоторую тригонометрию — в основном только математику средней школы. Самое главное, вам не нужно «боиться» этого или находить это настолько неприятным, что вы не можете заставить себя рассуждать об этом.

Требования

Будут проводиться как классные, так и домашние экзамены, всего 6 «промежуточных» и 1 итоговый экзамен. О датах экзаменов и о том, будет ли экзамен проводиться в классе или на дому, будет объявлено заранее – обычно за неделю до экзамена. Все экзамены имеют одинаковый вес для итоговой оценки (100 баллов за каждый).

Для некоторых чтений также могут быть домашние задания.

Окончательный процентный балл 90% и выше соответствует A; 80-89% представляет собой В; 65-79% — С; 51-64% — D; ниже 51% — F.

Также будут возможности для повышения вашей оценки — специальные проекты, эксперименты и обсуждения в классе.

Обман

Это должно быть ясно, но если это не так: Не копируйте чужой домашний экзамен или экзамен в классе. Если экзамены совпадут, они оба получат неудовлетворительную оценку. Если вы хотите провести мозговой штурм в команде, сначала поговорите со мной, чтобы получить одобрение.

Любая информация, которую вы получаете из Интернета, как и все источники, должна быть процитирована и подтверждена в вашей работе. Любые дословные цитаты (или несколько измененных слов) должны быть заключены в кавычки, иначе это плагиат. Изменение нескольких слов также является плагиатом. Спросите, если вы не уверены.

Формат класса

Лекция с таким количеством времени для обсуждения (как 1 большая дискуссия, так и небольшие дискуссионные группы) и возможными краткими презентациями, насколько позволяет большой класс. Чтение затруднено, и обсуждения обычно помогают.

Показания

Чтения будут состоять из настоящих журнальных статей и глав книг, взятых из авторитетных журналов, таких как «Восприятие», «Восприятие и психофизика», «Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и производительность», «Психологический обзор», «Познание», «Cahiers de Psychologie Cognitives», «Trends in Cognitive Sciences» и др. — признанные профессиональные книги. Некоторые статьи будут доступны в копировальном центре, другие — в Интернете, а третьи мы будем распространять в классе.

Статьи могут быть трудно достать, и может потребоваться некоторое время, прежде чем вы узнаете, какие части нужно читать внимательно, а какие можно просмотреть — это навык, который развивается у каждого, кто читает журнальные статьи. Обсуждение может быть использовано для уточнения показаний, если это необходимо.

Контакт

Кроме того, после занятий вы можете связаться с нами по электронной почте ([email protected] и [email protected]. edu.)

Ассистент преподавателя.

Ведущий по этому курсу – Рыбарова Душана. Она будет посещать занятия, оценивать большинство заданий, участвовать в некоторых дискуссиях и вести их, а также, при желании, встречаться с вами в рабочее время.

Прочее

В следующем семестре будет «сестринский» курс, Психология 396H, Просеминар с отличием, который я буду преподавать. Некоторые части курса будут включать лабораторные эксперименты, которые вы можете провести с некоторыми материалами, которые вы изучите в этом курсе. Psych 396H — это курс с отличием. Если вы не являетесь отличником, но получаете пятерку по этому курсу, вы можете его пройти. Другие, кто заинтересован, не стесняйтесь обсуждать это со мной.

О ваших инструкторах:

Доктор Бедфорд — адъюнкт-профессор психологии и программы когнитивных наук. Она получила докторскую степень. в 1988 из Пенсильванского университета в Филадельфии, штат Пенсильвания. Ее внимание в психологии сосредоточено на восприятии, обучении и познании со специализацией на исследованиях влияния опыта на восприятие. Неакадемические интересы включают генеалогию, скейтбординг (хорошо, некоторое время назад…) и Бруклин, Нью-Йорк

.

Душана Рыбарова —

Краткое содержание курса

(темы и порядок тем могут быть изменены)

  1. Экспертиза восприятия.
  2. Можете ли вы стать экспертом в восприятии с практикой?

    Восприятие кошачьих морд

    Восприятие человеческих лиц другой расы

    Лица в фоторядах

    Наблюдение за птицами, дегустация вин, рентгенотехники, ориентация

    (работы Э. Гибсона, О’Тула, Карни и Саги и др.)

  3. Камуфляж

Это совпадение, что животные выглядят так же, как их окружение?

Эволюция перцептивных способностей обнаруживать объекты

Совместная эволюция физических и поведенческих черт, чтобы избежать обнаружения!

(работы гештальтиста Вертгеймера и др., Кубового, Палмера)

III Некоторые основные принципы видения

Что такое свет?

Свет и путь от света к глазу

Почему мир не выглядит хаотичным каждый раз, когда вы двигаете головой?

Постоянство размера, постоянство формы, постоянство положения, постоянство движения

Почему мир должен выглядеть плоским?

Сетчатка плоская

Почему мир не выглядит плоским?

Как мы воспринимаем глубину

Как такое сложное существо, как глаз, может эволюционировать?

Постепенная эволюция глаза

(Докинз, Грегори)

Как работает глаз?

Близорукость

Дальнозоркость

Нормальное зрение

IV Пространство и время

Изменение восприятия Космоса

Адаптация к призматическому искаженному зрению (Harris, Welch, Wallach)

Почему это должно происходить? (Бедфорд)

Изменение восприятия Времени

Можно ли изменить восприятие времени? Перевернутый? На самом деле мало что известно об этой области по сравнению с другими типами восприятия

Адаптация времени (Каннингем)

Восприятие пространства и времени — аналогичны ли они?

Физики могут сказать что-нибудь полезное?

Теория незаменимых атрибутов (Кубовый)

V. Пересмотренный опыт восприятия. Почему это происходит? Это похоже на перцептивную адаптацию? Другие типы «перцептивного обучения», например. Эффект Макколлоу.

Перцептивная теория обучения (Бедфорд)

Любые общие модели обучения полезны? Модель Рескорла-Вагнера (Rescorla)

Как мы формируем категории восприятия? (Голдстоун?, Медин?)

VI Кросс-модальное восприятие

Формирует ли каждое из различных чувств собственное представление о мире? Если да, то как они объединяются, чтобы создать единую связную картину мира? Что делать, если информация противоречит? Многие из приведенных выше примеров относятся к ситуациям, в которых конфликтуют различные смысловые модальности. Можно ли сделать какие-либо общие выводы? Также рассмотрим другие примеры кросс-модальных конфликтов и сотрудничества:

Чревовещание (в кино и водевилях), видение против прослушивания о космосе

Световой эффект Танцующего Рождества, видение и прослушивание о времени

Другие эффекты захвата (например, зрение против осязания — Рок и Харрис)

Эффект МакГерка: зрение против слуха о языке

Синестезия (путаница между чувствами — слуховые цвета и т. д.)

Интеграция информации из разных модальностей

Модель нечеткой логики (Массаро)

Применяется к: языку (фонемам)

Восприятие глубины – различные сигналы глубины

VII. Эволюция общих принципов восприятия

Развили ли мы перцептивные универсалии, столь же общие, как законы физики (Шепард)?

Три измерения восприятия цвета, 3 измерения пространства, обобщение (Шепард)

Числовой/объектный идентификатор (Бедфорд)

VIII. Два режима восприятия

Возможности — позволяют нам воздействовать на мир (Дж. Гибсон)

Аффекты — позволяют нам выйти за пределы того, что есть в мире, использование символов, эстетические суждения, уникально человеческие (Иттельсон)

Пример аффордансов:

Как собака ловит фрисби (Макбит)?

Пример воздействия

Теории эстетики (возможно)

Диссоциации между различными системами восприятия:

Неврологическая диссоциация между восприятием объектов и их схватыванием (Гудейл, Бриджмен)

Системы что и где в восприятии (Мишкин)

IX Физический рост

От младенчества до взрослой жизни физическое тело растет, но восприятие должно оставаться неизменным. Каких изменений в восприятии требует рост и как их достичь?

Уши отдаляются друг от друга — как мы можем продолжать точно локализовать звук? (Хелд, Клифтон)

Плечи расходятся дальше – как мы можем продолжать точно указывать на объекты? (Бедфорд)

Глаза расходятся дальше — как мы можем продолжать точно воспринимать глубину? (Бэнкс)

Если есть время в курсе: восприятие в младенчестве.

Что воспринимают младенцы?

Врожденное восприятие и знание мира (Спелке, Кэри, Винн)

Предубеждения восприятия и обучения — системы символического языка (Гомез, Геркен)

Развитие мозга (Маркус)

X. Сознание, восприятие и расстройства

Что мы осознаем, когда воспринимаем?

Почему мы что-то знаем?

Имеют ли животные такое же сознание, как и мы?

Классические интроспективисты

Аномалии сознания и восприятия:

Слепое зрение — неврологическое расстройство, при котором люди ведут себя так, будто видят, но утверждают, что не могут

Подсознательное восприятие. Стимулирующие люди сообщают, что они не видят, но они влияют на вас. например замаскированное грунтование.

Другие неврологические расстройства восприятия; например,

Указание на прошлое

Агнозия

Мужчина, который принял жену за шляпу (Sachs)

Имеют ли они смысл для общей теории восприятия?

 

(Некоторые другие темы, в зависимости от времени и интересов: психофизика, теория обнаружения сигналов, обоняние и вкус у людей и собак, какое отношение укачивание имеет к восприятию, навигации, восприятию и социальной психологии/теории личности.)

 

Ощущение и восприятие: Зрение | SparkNotes

Пример: Люди часто могут увидеть звезду в ночном небе, если они смотрят немного в сторону звезды вместо прямо на нем. Взгляд в сторону использует периферийные зрение и заставляет изображение звезды падать на периферии сетчатки, которая содержит большую часть стержни.

Колбочки представляют собой конусообразные клетки, способные различать различные длины волн света, что позволяет людям видеть в цвете. Конусы не однако хорошо работают при тусклом свете, поэтому у людей возникают проблемы различать цвета ночью. В ямке есть только колбочки, но так как расстояние от ямки увеличивается, количество колбочек уменьшается.

 

Элемент Стержни Конусы
Форма Длинная и узкая Конусообразная
Чувствительность к свету Высокая: помогают людям видеть в темноте свет Низкий: помогает людям видеть при ярком свете свет
Помощь цветовому зрению Нет Да
Присутствует в центральной ямке Нет Да
Обильные на периферии сетчатки Да Нет
Разрешить периферийное зрение Да Нет
Адаптация к свету

Темновая адаптация — это процесс, посредством которого рецептор клетки чувствительны к свету, что позволяет лучше видеть в тусклом свете. Световая адаптация — это процесс, посредством которого рецепторные клетки снижают чувствительность к свету, обеспечивая более четкое зрение при ярком свете.

Соединение со зрительным нервом

Палочки и колбочки через синапсы соединяются с биполярными нейронами, которые затем соединяются с другими нейронами, называемыми ганглиозными клетками. Аксоны всех Ганглиозные клетки сетчатки собираются вместе, образуя зрительных нервов. нерв . Зрительный нерв соединяется с глазом в точке сетчатка называется диском зрительного нерва . Диск зрительного нерва также называют слепое пятно, потому что в нем нет ни палочек, ни колбочек. Любое изображение, попадающее на слепое пятно исчезает из поля зрения.

Передача визуальной информации

Зрительная информация передается от глаза к мозгу следующим образом:

  • Свет, отраженный от объекта, попадает на палочки и колбочки сетчатки.
  • Палочки и колбочки посылают нервные сигналы биполярным клеткам.
  • Биполярные клетки посылают сигналы ганглиозным клеткам.
  • Ганглиозные клетки посылают сигналы через зрительный нерв к мозг.

Биполярные и ганглиозные клетки собирают и сжимают информацию из больших количество палочек и колбочек. Палочки и колбочки, передающие информацию конкретная биполярная или ганглиозная клетка составляет рецептивное поле этой клетки.

Аксоны ганглиозных клеток из внутренней половины каждого глаза переходят к противоположная половина мозга. Это означает, что каждая половина мозга получает сигналы обоих глаз. Сигналы с левой стороны глаза идут на левую сторону головного мозга, и сигналы от правых сторон глаза идут к правой стороне мозг. Диаграмма ниже иллюстрирует этот процесс.

Визуальная обработка в мозгу

После обработки в таламусе и различных областях мозга, зрительные сигналы в конечном итоге достигают первичной зрительной коры затылочной доли. головного мозга. В 1960-е, Дэвид Хьюбел и Торстен Визель продемонстрировали, что высокоспециализированные клетки, называемые , обладают детекторы реагируют на эти визуальные сигналы в основном визуальном кора. Детекторы признаков — это нейроны, которые реагируют на определенные особенности окружающей среды, такие как линии и края.

Из зрительной коры зрительные сигналы часто передаются в другие части мозг, где происходит больше обработки. Клетки глубже в визуальную обработку пути даже более специализированы, чем в зрительной коре. Психологи предполагают, что восприятие возникает, когда большое количество нейронов находится в разных части мозга активизируются. Эти нейроны могут реагировать на различные особенности воспринимаемый объект, такой как края, углы, формы, движение, яркость и текстура.

Цветовое зрение

Объекты в мире кажутся ярко окрашенными, но на самом деле они вообще без цвета. Красные автомобили, зеленые листья и синие свитера, безусловно, существуют, но их цвет — это психологический опыт. Объекты только излучают или отражают свет различной длины волны и амплитуды. Затем наши глаза и мозг преобразуют это световая информация к цветным переживаниям. Цветовое зрение возникает благодаря двум различные процессы, которые происходят последовательно:

  • Первый процесс происходит в сетчатке и объясняется трихроматическая теория.
  • Второй процесс происходит в ганглиозных клетках сетчатки и в клетках таламусе и зрительной коре. Теория процесса оппонента объясняет это процесс.

Эти две теории объясняются ниже.

Трихроматическая теория

Томас Юнг и Герман фон Гельмгольц предложили трехцветную теорию , или теорию Юнга-Гельмгольца . Эта теория утверждает, что сетчатка содержит три типа колбочек, которые реагируют на свет три различных длины волны, соответствующие красному, зеленому или синему. Активация этих колбочек в разных сочетаниях и к разным градусов приводит к восприятию других цветов.

Трихроматическая теория также объясняет цветов слепота , наследственное заболевание, которое влияет на способность человека различать цвета. Большинство дальтоников — дихроматов , что означает, что они чувствительны только к двум из три длины волны света. Дихроматы обычно нечувствительны ни к красному, или зеленый, но иногда они не видят синего.

Теория процесса оппонента

Эвальд Геринг предложил процесс оппонента теория . Согласно этой теории, зрительная система имеет рецепторы которые по-разному реагируют на три пары цветов. Три пары цвета: красный против зеленого, синий против желтого и черный против белого. Некоторые рецепторы активируются длинами волн, соответствующими красному свету и отключаются длинами волн, соответствующими зеленому свету. Другие рецепторы активируются желтым светом и выключаются синим светом. Еще другие реагируют противоположно на черное и белое.

Теория противоположного процесса объясняет, почему большинство людей воспринимают четыре основных цвета: красный, зеленый, синий и желтый. Если только трихроматическая теория полностью объяснить цветовое зрение, люди будут воспринимать только три основных цвета, а все остальные цвета были бы комбинациями этих трех цветов. Однако большинство люди считают желтый цвет основным, а не смесью цветов.

Противоположная теория процесса также объясняет дополнительные или отрицательные остаточные изображения. Послеобразы — это цвета, воспринимаемые после других, дополнительные цвета удаляются.

Пример: Если Джек смотрит на изображение красного квадрата, длины волн, соответствующие красному цвету, активируют соответствующие рецепторов в его зрительной системе. Ради простоты, эти совпадающие рецепторы можно назвать красными рецепторы. Все, что заставляет красные рецепторы усиливать возбуждение будет восприниматься как красный, поэтому Джек увидит квадрат как красный. Все, что снижает возбуждение красных рецепторов, будет видно как зеленый. Если Джек какое-то время смотрит на квадрат, красные рецепторы устанут и начнут меньше стрелять. Тогда, если он посмотрит на чистый белый лист бумаги, он увидеть зеленый квадрат. Уменьшение обжига красного рецепторы производят ощущение зеленого остаточный образ.

Восприятие формы

Способность видеть отдельные объекты или формы необходима для ежедневное функционирование. Предположим, девушка видит вдалеке пару со своими руки вокруг друг друга. Если она воспринимала их как четвероногих, двуруких, двухголовый человек, она, вероятно, будет очень обеспокоена. Люди могут иметь смысл мира, потому что зрительная система разумно интерпретирует информацию улавливают глаза.

Гештальт-психология , школа мысли, возникшая в Германии в начале двадцатого века исследовал, как люди организуют визуальную информацию в узоры и формы. Гештальт-психологи отмечали, что воспринимаемое целое иногда больше, чем сумма его частей. Пример тому явление фи , или стробоскопическое движение, которое является иллюзия движения, которая возникает, когда серия изображений представлена ​​очень быстро, одно за другим.

Пример: Фи-феномен — это то, что дает фигуры и объекты в фильмы иллюзия движения. На самом деле фильм — это сериал. неподвижных изображений, представленных в быстрой последовательности.

Гештальт-принципы

Гештальт-психологи описали несколько принципов, которые люди используют, чтобы смысл того, что они видят. Эти принципы включают фигуру и фон, близость, замкнутость, подобие, непрерывность и простота:

  • Рисунок и фон: Один из основных способов люди организуют визуальную информацию, чтобы разделить то, что они видят, на фигура и фон. Фигура — это то, что выделяется, а земля — это фон, на котором фигура стоит. Люди могут воспринимать объект как фигуру, если он кажется больше или ярче по отношению к фону. Они также могут видеть объект как рисунок, если он заметно отличается от фона или если он движется против статической среды.
  • Близость: Когда предметы лежат близко друг к другу, люди склонны воспринимать объекты как группу. Например, на графике ниже, люди, вероятно, увидят эти шесть цифр как две группы три.
  • Закрытие: Люди склонны интерпретировать знакомое, неполные формы как завершенные путем заполнения пропусков. Люди могут легко распознать следующую цифру как букву k , несмотря на пробелов.
  • Сходство: Люди склонны группировать похожие объекты вместе. На следующем рисунке люди, вероятно, могли различить буква T , потому что одинаковые точки видны как группа.
  • Непрерывность: Когда люди видят прерванные линии и узоры, они склонны воспринимать их как непрерывные, заполняя пробелы. Следующая фигура видна как круг, наложенный на непрерывную линия, а не две линии, соединенные в окружность.
  • Простота: Люди склонны воспринимать формы как простые, симметричные фигуры, а не неправильные. Эта цифра обычно рассматривается как один треугольник, наложенный на другой, а не треугольник с прикрепленным к нему угловым элементом.

Восприятие глубины

Чтобы определить местоположение объекта, люди должны уметь оценивать их расстояние от этого объекта. В этом им помогают два типа сигналов: бинокулярные и монокулярные.

Бинокулярные кии

Бинокулярные сигналы — это сигналы, требующие использования обоих глаз. Эти типы сигналов помочь людям оценить расстояние до близлежащих объектов. Есть два Виды бинокулярных сигналов: диспаратность сетчатки и конвергенция.

  • Несоответствие сетчатки отмечает разницу между двумя изображений. Поскольку глаза находятся на расстоянии нескольких дюймов друг от друга, их сетчатка подобрать несколько разные изображения предметов. Несоответствие сетчатки увеличивается по мере приближения глаз к объекту. Мозг использует сетчатку несоответствие для оценки расстояния между зрителем и объектом просматривается.
  • Конвергенция — это когда глаза обращаются внутрь к смотреть на предмет крупным планом. Чем ближе объект, тем больше глаз мышцы напрягаются, чтобы повернуть глаза внутрь. Информация, отправленная из глаза мышцы к мозгу помогает определить расстояние до объект.
Монокулярные кии

Монокулярные метки — это метки, для которых требуется только один глаз. Несколько различные типы монокулярных сигналов помогают нам оценить расстояние объектов: взаиморасположение, параллакс движения, относительный размер и четкость, градиент текстуры, линейная перспектива, свет и тень.

  • Interposition: Когда один объект блокирует часть другого объекта, зритель видит заблокированный объект как дальше.
  • Параллакс движения или относительное движение: Когда зритель движется, неподвижные объекты кажутся движущимися по-разному. направлениях и с разной скоростью в зависимости от их местоположения. Относительно близкие объекты кажутся движущимися назад. Чем ближе объект, тем быстрее кажется, что он движется. Удаленные объекты кажутся движущимися вперед. Чем дальше объект, тем медленнее кажется, что он движется.
  • Относительный размер: Люди видят объекты, которые уменьшают изображение на сетчатке как можно дальше.
  • Относительная четкость: Объекты, которые кажутся резкими, четкими, и детализированные кажутся более близкими, чем более туманные объекты.
  • Градиент текстуры: Меньшие объекты, которые больше густо сгруппированные кажутся дальше, чем объекты, которые разбросаны в космосе.
  • Линейная перспектива: Параллельные линии, которые сходятся появляются далеко. Чем больше сходятся линии, тем сильнее воспринимается расстояние.
  • Свет и тень: Образцы света и тени создают объекты кажутся трехмерными, хотя изображения объектов на сетчатка двумерная.

Постоянство восприятия

Другая важная способность, которая помогает людям понимать мир, — это перцептивное постоянство. Постоянство восприятия — это способность признать, что объект остается одним и тем же, даже если он создает разные образы на сетчатке.

Пример: Когда мужчина смотрит, как жена уходит от него, ее изображение на его сетчатке становится все меньше и меньше, но он не предположим, что она сжимается. Когда женщина держит книгу перед ее лицо, его изображение представляет собой прямоугольник. Однако, когда она ставит это на столе, его изображение — трапеция. И все же она знает, что это та самая книга.

Хотя перцептивное постоянство относится и к другим чувствам, визуальные постоянство является наиболее изученным явлением. Различные виды зрительных констант относятся к форме, цвету, размеру, яркости и расположению.

  • Постоянство формы: Объекты имеют одинаковую форму даже несмотря на то, что они создают изображения на сетчатке разной формы, в зависимости от угол обзора.
  • Постоянство размера: Объекты кажутся одинаковыми даже хотя их изображения становятся больше или меньше по мере того, как расстояние до них уменьшается или увеличивается. Постоянство размера в некоторой степени зависит от знакомства с объект. Например, общеизвестно, что люди не уменьшаются в размерах. Размер постоянство также зависит от воспринимаемого расстояния. Воспринимаемый размер и воспринимаемый расстояния тесно связаны, и каждый влияет на другой.
  • Постоянство яркости: Люди видят объекты как имеющие одинаковой яркости, даже если они отражают разное количество света, как условия освещения меняются.
  • Постоянство цвета: Различные длины волн света отражения от предметов при разном освещении. На открытом воздухе, объекты отражают больше света в синем диапазоне длин волн и в помещении, объекты отражают больше света в желтом диапазоне длин волн. Несмотря на это, люди видят предметы одного цвета независимо от того, находятся ли они на улице или в помещении из-за двух факторов. Одним из факторов является то, что глаза быстро адаптируются к различные условия освещения. Во-вторых, мозг интерпретирует цвет предмета по отношению к цветам близлежащих предметов. По сути, мозг компенсирует лишнюю голубизну на улице и лишнюю желтизну в помещении.
  • Постоянство местоположения: Стационарные объекты не отображаются двигаться, даже если их изображения на сетчатке смещаются по мере движения зрителя вокруг.

Визуальные иллюзии

Мозг использует принципы гештальта, сигналы восприятия глубины и перцептивные постоянства, чтобы строить гипотезы о мире. Однако мозг иногда неверно истолковывает информацию органов чувств и выдвигает неверные гипотезы. результат — оптическая иллюзия. Иллюзия — это неправильное толкование сенсорного раздражителя. Иллюзии могут возникать и в других смыслах, но большинство исследований было сделано на зрительных иллюзиях.

В знаменитой иллюзии Мюллера-Лайера , показанной здесь, вертикальная линия справа выглядит длиннее, чем линия слева, хотя две линии на самом деле имеют одинаковую длину.

Эта иллюзия, вероятно, возникает из-за неправильной интерпретации восприятия глубины подсказки. Из-за прикрепленных диагональных линий вертикальная линия слева выглядит как ближний край здания, а вертикальная линия справа выглядит как дальний край комнаты. Мозг использует сигналы расстояния, чтобы оценить размер. ретинальные изображения обеих линий имеют одинаковый размер, но поскольку одна кажется ближе, мозг предполагает, что он должен быть меньше.

Perceptual Set

Иллюзия Мюллера-Лайера не обманывает всех одинаково. Исследователи обнаружили, что люди, живущие в городах, испытывают более сильную иллюзию, чем люди, живущие в лесах. Иными словами, городское жилье. люди видят линии более разными по размеру. Это может быть потому, что здания и комнаты окружают горожан, что подготавливает их к линии как внутренние, так и внешние края зданий. Разница в сила иллюзии также может быть связана с вариациями количества люди имеют опыт создания трехмерных интерпретаций двухмерные рисунки.

Культурные различия в склонности видеть иллюзии иллюстрируют важность перцептивной установки. Перцептивная установка – это готовность к видеть объекты особым образом, основанным на ожиданиях, переживаниях, эмоциях, и предположения. Набор восприятия влияет на наше повседневное восприятие и на то, как мы воспринимать обратимых цифр , представляющих собой двусмысленные рисунки, которые могут интерпретироваться более чем одним способом. Например, люди могут увидеть вазу или две лица этой знаменитой фигуры, в зависимости от того, чего они ожидают.

Избирательное внимание

Обратимые цифры также иллюстрируют концепцию избирательного внимания.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts