Психология житейская и научная: Страница не найдена — Высшая Школа Психологии

Содержание

Житейская и научная психология: особенности, различия

Содержание

  • 1 Что представляет собой житейская психология
  • 2 Что противопоставляют друг другу эти стороны понимания реальности
    • 2.1 Обобщенность – конкретность
    • 2.2 Продуманность – интуитивность
    • 2.3 Культурный слой
    • 2.4 Определенность, ответственность – негатив, безответственность
  • 3 Способы проверки
  • 4 Позиция психолога применительно к житейскому знанию

Житейские знания и опыт образуют некую основу для научной психологии. Именно с опорой на него возникают различные научные задачи, которые в дальнейшем проверяются экспериментальным путем.

Главная разница меж житейской и научной психологией кроется в специфике и качестве знания. Житейский опыт более конкретен и узко применим. Он нередко базируется на интуитивном понимании ситуации. Часто он выстраивается на почве не очень высокого культурного уровня.

Подобные знания могут складываться из хаотичных, разрозненных наблюдений, неожиданных догадок и домыслов. Они отражают определенные модные веяния, настроения, страхи и слухи, поэтому бывают иррациональными и даже негативными.

Научное знание – четко продуманная, осмысленная система фактов и профессиональных наблюдений и заметок. Их достоверность подтверждается многочисленными экспериментами.

Что представляет собой житейская психология

Условно каждый человек является психологом. От того насколько грамотно и умело он способен анализировать личности других людей, влиять на них и выстраивать с ними отношения будет зависеть качество его жизни.

Житейская психология представлена совокупностью различных взглядов, верований, убеждений, пословиц, афоризмов, изречений и тому подобных творений народа. Таким образом, она хранит в себе опыт поколений.

Наше представление о реальности, нынешней жизни, людях возникает благодаря собственному опыту и знаниям, которыми с нами поделился кто-то. Стоит учитывать, что наше восприятие реальности не может охватить всей ее полноты и многогранности. Наши собственные взгляды, убеждения и мнения ограничивают нас определенными рамками. Мы смотрим на окружающий мир, словно, сквозь маленькое окошко, в то время как житейская психология дает нам более богатые основания для понимания. Однако не стоит забывать того факта, что житейская психология ситуативная.

Нужно учитывать и то, что опыт каждого человека ценен именно тем, что он учитывает все тонкости и нюансы сложившегося положения для микромира того, кто транслирует потом собственные впечатления и выводы. Следовательно, он окажется полезным в большей степени.

Значимость житейских знаний также не стоит недооценивать. Они помогают нам в повседневной жизни принимать наиболее оптимальные для нас решения, уберегают нас от досадных ошибок и позволяют достигать максимальной выгоды. Следовательно, житейский опыт бесценен для человека. Если он не внимает ему, то будет учиться ценой собственных потерь и проигрышей.

Что противопоставляют друг другу эти стороны понимания реальности

Итак, рассмотрим некоторые характеристики этих сфер знания, которые нередко располагаются на прямо противоположных полюсах.

Обобщенность – конкретность

Житейские знания привязаны к определенной ситуации, конкретным задачам и людям. Скажем, таксисты, и официанты обычно хорошо разбираются в людях, но часто их познания ограничиваются лишь кругом их профессиональной деятельности. Например, детки превосходно знают, как добиться желаемого от домашних. Однако за пределами своей семьи их способность управлять окружающими утрачивает свою силу.

Научная психология стремится обобщить и систематизировать имеющуюся информацию. Она старается выделить какие-то фундаментальные основания для создания полной, четкой объяснительной схемы.

Продуманность – интуитивность

Житейский опыт возникает на основе прожитых или подмеченных со стороны ситуаций. Он формируется посредством проб и ошибок, стихийно и редко подвергается рациональному осмыслению. Скажем, умение разбираться в психологии поведения родных у деток складывается постепенно. Ежедневно они наблюдают, как взрослый реагирует при тех или иных обстоятельствах. Таким образом, они очень хорошо знают своих домашних.

Однако в словесной форме выразить все свои знания они не могут, то же самое применимо и в отношении взрослых. Это очень затруднительно облечь в слова то, что мы понимаем, но на каком-то чувственном, подсознательном уровне.

Научные знания объективные, точные, сжатые, сухие и доступны для понимания каждому. Они выражены в четкой форме и отражают ту информацию, которой можно поделиться с кем-то.

Культурный слой

Культурный аспект научного знания, как правило, на порядок выше житейского понимания. Житейские знания в некоторых случаях даже напоминают своеобразные суеверия. Они лишены какой-либо доказательной базы.

Определенность, ответственность – негатив, безответственность

Многие житейские убеждения лишены позитивной ноты:

  • утро не бывает добрым;
  • понедельник – день не легкий;
  • все болезни от нервов и так далее.

Психологи стараются использовать точные формулировки, не отражающие субъективных, эмоциональных оценок самого наблюдателя. Окружающим преподносится информация отражающая сухие, логичные данные и факты, а не предоставляется собственное восприятие происходящего. Хотя, житейские формулировки также могут нести глубинный смысл, нужно уметь лишь его раскрыть.

Способы проверки

Житейские знания доказывают свою состоятельность лишь с течением времени, а то, что утрачивает свою актуальность, постепенно забывается. Кроме того, их правильность подтверждается личным опытом, а не научно регламентированными экспериментами.

В науке исследователь целенаправленно моделирует необходимые условия, а не ждет благоприятного стечения обстоятельств. Это позволяет изучать во всей полноте, интересующее явление, изменяя характеристики экспериментальной среды.

За счет того, что научные знания накапливаются и систематизируются информация о том или ином объекте, явлении становится комплексной и разнообразной. Полученный материал продолжает осмысливаться и анализироваться, становясь благотворной почвой для его расширения и возникновения новых научных дисциплин.

Общая психология развивается благодаря совершенствованию и обогащению отдельных ее отраслей. Житейское знание не имеет единой системы и такой особенности.

Позиция психолога применительно к житейскому знанию

Научный поиск нередко напоминает движение слепого котенка по лабиринту. Часто кажущееся прогрессивным направление мысли оказывается ошибочным. Однако совершать те самые грандиозные, революционные шаги нередко помогает собственное чутье и интуиция. Не стоит отрываться от текущей реальности, погрязая в сухих научных фактах и догмах.

Уважаемые читатели блога Pererojdenie.info, что вы думаете о житейской психологии и чем она отличается от научной. Оставляйте отзывы или комментарии ниже. Кому то это очень пригодиться!

Житейская и научная психология

Российский  Государственный Социальный Университет 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему: 

Житейская и научная психология: связь и различия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Москва,2010 

            Содержание 

  1. Введение             3
  2. Задачи психологии         4
  3. Место психологии в системе наук       4
  4. Научная и житейская психология       5
  5. Основные различия научной и житейской психологии   6
  6. Заключение          10
  7. Список литературы         11

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений.

Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.
Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.   Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности, механизмы психики.
Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию – с техническими науками, через педагогическую психологию – с педагогикой, через социальную психологию – с общественными и социальными науками и т. д.). 
 
 
 
 
 

      Задачи психологии 

      Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

• научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;  
• научиться управлять ими;  
• использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;  
• быть теоретической основой практики психологической службы.  

      Изучая  закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу  человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Но поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и иногда субъективными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.         Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений.

Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.                Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества. 

Место психологии в системе наук 

      Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение  между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично.

Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии.           Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.         Схема: треугольник, в который вписано слово «Психология». По сторонам треугольника, вне его находятся технические, общественные и естественные науки. 
Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.         В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам.             
Во-первых,
это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика — это «свойство высокоорганизованной материи». Если же иметь в виду психику человека, то к словам «высокоорганизованная материя» нужно прибавить слово «самая»: ведь мозг человека — это самая высокоорганизованная материя, известная нам.               Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.          Наконец, в-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.             Практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто — значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять.                Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями — задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.
 

Научная и житейская психология (по Гиппенрейтер).

      Любая наука имеет в качестве своей  основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается  на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и энерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом.           Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.              Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знании. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а также некоторые (хотя и не все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Но  и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т.

п.

Основные  различия научной  и житейской психологии 

      Первое: житейские психологические знания, конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и водители такси — тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как мы знаем, часто — довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим — с отцом, и снова совсем иначе — с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.           Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий — одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.      Например, в физике благодаря введению понятия силы И. Ньютону удалось описать с помощью трех законов механики тысячи различных конкретных случаев движения и механического взаимодействия тел.         То же происходит и в психологии. Можно очень долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми.            Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны. 

      Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний.       Подобный способ особенно отчетливо виден у детей. Я уже упоминала об их хорошей психологической интуиции. А как она достигается? Путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно «вить веревки», а из кого нельзя.       Часто педагоги и тренеры находят эффективные способы воспитания, обучения, тренировки, идя тем же путем: экспериментируя и зорко подмечая малейшие положительные результаты, т. е. в определенном смысле «идя на ощупь». Нередко они обращаются к психологам с просьбой объяснить психологический смысл найденных ими приемов.            В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий. 

      Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта — его конкретного и интуитивного характера. Глубокий психолог Ф. М. Достоевский выразил свою интуицию в написанных им произведениях, мы их все прочли — стали мы после этого столь же проницательными психологами? Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому «набивать шишки» для приобретения этого опыта.            В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Кто-то давно сравнил представителей науки с пигмеями, которые стоят на плечах у великанов — выдающихся ученых прошлого. Они, может быть, гораздо меньше ростом, но видят дальше, чем великаны, потому что стоят на их плечах. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка, чем мы, собственно говоря, и начали сегодня заниматься. 

      Четвертое различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.            Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология, как я уже говорила, оформилась в самостоятельную науку. 

      Пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда — условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т. п., — психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию. 

Процессы Обыденная, ЖП Научная П
1. Получение

знаний

Индивидуальный  опыт в конкретной ситуации.

Приобретается

случайным образом,

знания извлекаются

интуитивно,

несистематически,

стихийно

Базируется  на

абстрагированном  опыте, понятийно оформленном.

Метод -целенаправленный,

систематизированный,

инструментально

оснащенный, сознательный.

2. Сохранение знаний Ситуативно-контекстное утверждение (пословицы, афоризмы, традиции, обряды). Но –

безразличны к  логике,

эмпиричны, связаны  с

личным опытом, часто

противоречивы.

Сохраняется в  личном

опыте, художественной

литературе.

Систематизированы в виде логически непротиворечивых

положений, аксиом, гипотез.

Знания направленно

аккумулируются,

расширяются и  углубляются.

Сохраняется в  научной

литературе.

3. Воспроизведение Легко доступны, но не

фиксируют реальные

условия, в которых  были получены. Проблема

отцов и детей (повторяют те же ошибки, накапливают

собственный опыт).

Передается в  личностном общении.

Полная фиксация условий получения знаний, необходимая для их воспроизведения. Знания упорядочены в научных теориях, служат основанием

для выдвижения новых

гипотез. Передается в ходе специально организованного обучения.

Тема 1. Различные значения термина психология. Житейская, научная и практическая психология.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 18Следующая ⇒

Различные значения термина психология.

Термин «психология», образованный от греческих слов psyche – душа, психика и logos – знание, осмысление, изучение имеет несколько значений.

В первом, дословном своем значении психология – это «наука о душе», это знание о психике, наука, изучающая ее, то есть психологию можно определить как науку о психике и закономерностях ее проявления и развития.

Во втором, наиболее распространенном значении, слово «психология» относят и к самой психической, «душевной» жизни, выделяя тем самым особую реальность (психологическую). Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии – конкретного индивида. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера. Так, подчеркивая различия людей того или иного возраста, профессиональной, половой принадлежности, говорят, например, о психологии школьника, студента, рабочего и ученого, женской психологии и т. п.

Понятно, что общей задачей психологии является изучение как психики субъекта, так и его психологии.

Различив психологию как особую реальность и как знание о ней, заметим, что и понятие «психолог» – обладатель этого знания – тоже неоднозначно.

Конечно, прежде всего, психолог – это представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей. Но далеко не всякое психологическое знание обязательно является научным. Так, в обыденной жизни психолог – это человек, «понимающий душу», разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях. В этом смысле психологом фактически является каждый человек, независимо от профессии, хотя чаще так называют подлинных знатоков человеческих отношений – видных мыслителей, писателей, педагогов.

Итак, есть две разных области психологического знания – научная и житейская, обыденная психология. Если научная психология возникла сравнительно недавно, то житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики.

Житейская, научная и практическая психология.

Исследователи отмечают пять отличий житейских психологических знаний от научных.

Первое: житейские психологические знания, конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам.

Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия, в которых отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.

Можно очень долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми. Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности.

Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т.е. выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.

Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний. Например, подобный способ особенно отчетливо виден у детей, обладающих хорошей психологической интуицией. В ходе ежедневных и даже ежечастных испытаний (которым дети подвергаю взрослых) дети обнаруживают, из кого можно «вить веревки», а из кого нельзя.

В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере житейской психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта – его конкретного и интуитивного характера. Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Содержание житейской психологии воплощается и передается в народных обрядах, традициях, поверьях, в пословицах и поговорках, в афоризмах, в сказках и песнях.


В науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т.е. речи и языка.

Четвертое различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории, 1879 Вильгельм Вундт) психология оформилась в самостоятельную науку.

Пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда – условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т.п., – психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию.

Итак, основные характеристики житейской и научной психологии можно отразить в следующей таблице (таблица 1):

 

Таблица 1 – Характеристики житейской и научной психологии

 

Житейская психология Научная психология
Конкретность и практичность Фрагментарность (не претендует на полное описание поведения и внутреннего мира человека) Интуитивный характер Доступность изложения и наглядность Неточность употребляемых понятий Опора на жизненный опыт и здравый смысл Объективность Обобщенность, направленность на поиск общих закономерностей Систематичность Рациональность и осознанность Употребление абстрактных понятий и общих научных категорий. Терминология Опора на эмпирические научные факты Эмпирическое и логическое доказательство

Задания по теме 1.

Задание 1. Ниже приведен отрывок из работы У. Джемса. Выпишите его аргументы в пользу ненаучности психологии. Можете ли вы возразить автору по всем этим пунктам? Проанализируйте современный этап развития психологического знания. Какие дово­ды У. Джемса сохранили, а какие утратили свою силу?

Называя психологию естественной наукой, мы хотим сказать, что она в настоящее время представляет просто совокупность отрывочных эм­пирических данных; что в ее пределы отовсюду неудержимо вторгается философский критицизм и что коренные основы этой психологии, ее первичные данные должны быть обследованы с более широкой точки зре­ния и представлены в совершенно новом свете… Даже основные элемен­ты и факторы в области душевных явлений не установлены с надлежащей точностью. Что представляет собой психология в данную минуту? Кучу сырого фактического материала, порядочную разноголосицу во мнениях, ряд слабых попыток классификации и эмпирических обобщений чисто описательного характера, глубоко укоренившийся предрассудок, будто мы обладаем состояниями сознания, а мозг наш обусловливает их суще­ствование, но в психологии нет ни одного закона в том смысле, в каком мы употребляем это слово в области физических явлений, ни одного по­ложения, из которого могли бы быть выведены следствия дедуктивным путем. Нам неизвестны даже те факторы, между которыми могли бы быть установлены отношения в виде элементарных психических актов. Короче, психология еще не наука, это нечто, обещающее в будущем стать наукой.

Задание 2.Определите, какие из этих высказываний несут психологическую информацию, а какие – нет и почему. Приведите несколько своих высказываний (по аналогии).

1. Сегодня он купил себе новые черные ботинки.

2. Недавно она, неожиданно для всех, изменила цвет волос.

3. О нем всегда говорят, что он похож на старого младенца.

4. Она живет по старому адресу.

5. У него очень рано появились морщины на лбу.

6. Какие красивые у него глаза!

7. Обаянию этого человека нельзя не поддаться.

8. Он каждый день выглядит по-разному.

Задание 3. Прокомментируйте приведенные ниже распространенные мнения о психологах, определите отличия позиции консультирующего психолога от позиции врача, педагога, юриста, социального работника, священника. Покажите специфику собственно психологических функций.

1. В бытовом сознании психолог и есть врач, что-то вроде врачевателя человеческих душ. Врач помогает в случае страданий физических, а пси­холог должен помогать в случае психических, душевных страданий.

2. Странный современный гибрид «педагог-психолог» основан на убеждении, что педагог и психолог занимаются, по сути, одним и тем же – воспитывают и перевоспитыва­ют других людей, оказывают формирующие воздействия на личность.

3. Психолог, как и адвокат, юрист, смотрит на клиента с точки зре­ния его прав, обязанностей и интересов. Так, школьный психолог тоже защищает интересы школьника перед администрацией школы, перед ро­дителями. А если он работает в системе консультаций «Брак и семья», то должен «мирить» разводящихся супругов и вообще часто выступает в роли третейского судьи.

4. Психолог – это социальный работник, ведь он представляет инте­ресы клиента в социуме: он участвует в разрешении социальных конф­ликтов по поводу дележа жилплощади, по поводу того, кто и как должен ухаживать за престарелыми родителями, выступает на процессах по ли­шению родительских прав и т. д.

5. Психологи в современном обществе несут те же функции, которые раньше выполняли исповедники, священники. Они выслушивают клиен­та, утешают его, ободряют, «отпускают грехи» тем, что рационализируют их, оправдывают в глазах клиента их неблаговидные действия, подсказывают пути выхода из сложных ситуаций, дают советы.

Задание 4. Прокомментируйте следующее мнение. Ответьте на поставленный вопрос. Приведите, по крайней мере, 5 доводов «за» и «против».

Психология – это не наука, а самая что ни на есть житейская практи­ка! Посмотрите на таксистов, официантов, гадалок, нищих – чем не психологи? Войти в доверие, вовремя сориентироваться на ваши слова и состояния, заставить разоткровенничаться, поверить, довериться, угадать ваше настроение, социальное положение, особенности характера, а по­том воспользоваться всем этим – да тут и «настоящим» психологам есть чему поучиться!

Задание 5. Проанализируйте приведенные мифы о психологии и психологах:

1. Психология – наука, все знающая о человеке и его душе, а психолог, овладевший этой наукой, – человек, «видящий людей насквозь».

2. Психолог – человек, от природы наделенный особыми способностями к общению с другими и пониманию других.

3. Психолог – человек, умеющий управлять поведением, чувствами, мыслями других, специально этому обученный и владеющий соответствующими техниками (например, гипнозом).

4. Психолог – человек, досконально знающий самого себя и владеющий собой в любых обстоятельствах.

5. Психолог – мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия – указывать истинный путь страждущим, запутавшимся людям советами и наставлениями.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒



Передовая статья: Позитивная психология в повседневной жизни

Введение

Позитивная психология зарекомендовала себя как основная область знаний, основанная на фактических данных, целью которой является понимание того, как люди могут улучшить свою жизнь и, в конечном счете, добиться процветания. Исследования проводились с тех пор, как Селигман (2016) и Селигман и Чиксентмихайи (2014) возглавили это движение поиска положительных аспектов жизни, а не сосредоточения внимания на отрицательных.

Однако, хотя исследования в области позитивной психологии сосредоточены на «культивировании позитивных чувств, поведения или познаний» (Sin and Lubomirsky, 2009, п. 468), мы задаемся вопросом, не влияют ли убеждения об улучшении самочувствия в ответ на вмешательства позитивной психологии в то, как мы проводим исследования в этой области. Недавние исследования показывают, что модераторы могут существовать в таких ситуациях как по характеристикам деятельности, разработанной в вмешательствах, так и по характеристикам участников исследования. Текущие исследования показали, что участие в мероприятиях, направленных на улучшение благополучия, положительно влияет на убеждения людей в выборке (Gander et al., 2022). Таким образом, более чем вероятно, что респонденты положительно отреагируют на задачи в планах исследования, предвидя их благотворную цель, будут вести себя так, как обычно не делают, и будут оценивать себя как более эффективных, чем они есть на самом деле.

Несмотря на эту растущую обеспокоенность, позитивная психология стала предметом обширных исследований, которые на данный момент привели к интересным результатам. От преимуществ позитивных психологических вмешательств в улучшении самочувствия и уменьшении депрессии, беспокойства или стресса (Boiler et al., 2013; Carr et al., 2020) до повышения производительности и производительности сотрудников (Kour et al., 2019), для уменьшения стресса у людей с диагностированными клиническими расстройствами (Chakhsii et al., 2018) или даже для повышения устойчивости и надежды посредством конкретных вмешательств в школьных условиях (Platt et al., 2020). Практика позитивной психологии оказывает конструктивное влияние на повседневную жизнь людей, например, снижает стресс и тревогу, повышает устойчивость и способствует саморазвитию, благополучию и качеству жизни. Это происходит среди разных культур, групп населения, контекстов и областей знаний, аналогично результатам, подчеркнутым текущими метаанализами (Koydemir et al. , 2021; van Agteren et al., 2021).

Позитивная психология, несомненно, стала «глотком свежего воздуха» в продвижении процветания, а не сосредоточении внимания только на исправлении. Таким образом, эта и другие наиболее остро обсуждаемые сегодня каждым из нас проблемы находят свое отражение в темах, затрагиваемых исследованиями по данной теме. Именно это разнообразие результатов, сомнений и разбросанности наряду с различными областями знаний вдохновило эту Тему Исследования. Цель этой темы исследования и электронной книги состояла в том, чтобы изучить эту возможную «фрагментацию» позитивной психологии и то, как она может привести к большему рассеянию или, наоборот, к более единому полю.

Вклад в эту тему исследования

В рамках этой темы исследования были собраны статьи, подчеркивающие тесную связь между тремя столпами позитивной психологии (Seligman et al., 2009). Мы наблюдали, как различный положительный опыт, пережитый в различных институциональных условиях, может способствовать развитию личностных качеств. Хотя эта тема исследования кажется эклектичной коллекцией исследований, на самом деле «Позитивная психология в повседневной жизни» отражает многочисленные измерения городской повседневности с интегративной точки зрения.

Благодаря международной редакционной группе исследователей, специализирующихся на позитивной психологии, эта тема исследования привлекла более 35 публикаций от 134 авторов со всего мира по различным аспектам темы. Эта тема исследования включает исследования из 19 стран: Португалии, Великобритании, Ирландии, Италии, Испании, Франции, Швеции, Польши, Румынии, США, Канады, Чили, Китая, Японии, Южной Кореи, Малайзии и Брунея. Поэтому мы гордимся тем, что объединяем самую современную теорию и практику позитивной психологии в различных дисциплинах, таких как благополучие, образование, туризм, социальные и организационные условия, особые потребности и позитивная психология в междисциплинарных областях, включая общение, мультикультурализм, психометрию, и кросс-культурные исследования.

Эти исследования включают в себя передовые идеи и исследования, которые изучают междисциплинарные подходы к позитивной психологии в повседневной жизни и то, как они могут способствовать изменению области или переходу к новой «волне» позитивной психологии. Все основные цели исследований сведены в Таблицу 1.

Таблица 1 . Резюме вклада в эту тему исследования.

Статьи в этой теме исследования касались самых разных групп населения на протяжении всей жизни и включали людей, страдающих психологическими/психическими проблемами, а также здоровых детей и взрослых. Исследования проводились в различных условиях — в школах, университетах, домах для престарелых, в бизнесе, туризме и в обществе — и предполагалось, что позитивные психологические вмешательства можно проводить в любое время и в любом месте и включать как краткосрочные, так и долгосрочные вмешательства. Помимо этого, исследования, включенные в эту тему, охватывают широкий спектр методологий, от экспериментальных и корреляционных исследований до систематических и всесторонних обзоров. Также было несколько статей, посвященных опыту участников. Однако из этого разнообразия также возникли 6 больших кластеров тем.

Позитивное образование

В одном из педагогических исследований изучается влияние родительской эмоциональной теплоты на альтруистическое поведение 893 студентов колледжа в виртуальной среде, а также опосредующая роль личной веры в справедливый мир и положительные нравственные качества личности (Чжан и др.). В исследовании Mieres-Chacaltana et al. показали положительную связь между просоциальностью и счастьем в выборке из 224 студентов и учителей. В позитивной психологии духовность является важной переменной, но часто игнорируемым аспектом личности, который может повлиять на благополучие и принадлежность студентов колледжа. В исследовании Gilbertson et al. исследовал близость к Богу и духовную борьбу как предикторы благополучия первокурсников колледжа. В другом исследовании изучалась концептуальная модель путем проверки опыта потока и субъективного благополучия 1,109 человек. студентов университетов во время пандемии COVID-19 с учетом лежащих в их основе академической самоэффективности и самооценки (Wu et al.). В другом интересном исследовании была проанализирована взаимосвязь между профилями психологического капитала и внутренним обучением в командах. Профиль студента с наивысшими баллами по самоэффективности, оптимизму, надежде и стойкости также продемонстрировал самые высокие баллы по внутреннему обучению в командах; не было значимой связи между профилем с положительным сочетанием самоэффективности и надежды и профилем, который представляет оптимизм как единственную положительную психологическую способность (Geremias et al.). Точно так же Долан и Хенвуд исследовали, как нарративы предоставляют простые правила о том, как мы можем жить и каковы должны быть наши приоритеты при принятии решений. Чен, Бао и др. продемонстрировали положительное влияние отношений между учителем и учеником и академической самоэффективности на проактивную личность и академическую вовлеченность с 549дети. В другом спектре позитивного образования эмоциональное управление родителей было крайне необходимо во время блокировки COVID-19, когда они совмещали свою работу, когда она переходила в онлайн, с тем, чтобы быть родителем ребенка, чья школа была онлайн, и это оказалось проблемой для многих (Henter и Настасья). Авторы также исследовали уровень процветания участников, поскольку эти изменения по-разному влияли на благополучие каждого родителя. Анализ данных дал нам возможность дать ряд рекомендаций для самочувствия родителей в такой ситуации, поскольку перспектива продолжать работать и учиться онлайн в будущем кажется вполне реальной. Необходимость установить четкие границы между ролями, играемыми в этих условиях, стала основной целью будущих терапевтических вмешательств, основанных на позитивной психологии.

Качество жизни людей с особыми потребностями и уязвимых групп населения

Темы исследования также собрали группу статей, посвященных преимуществам подходов позитивной психологии к уязвимым группам населения и группам с особыми потребностями, где особое внимание уделялось улучшению социального и эмоционального самочувствие и качество жизни. Таким образом, Джонс и Драммонд сделали краткий обзор текущих результатов в областях качества жизни и благополучия и предложили их включение в клинические вмешательства. Кроме того, Фратчак-Мюллер исследовал эффективность реализации положительной программы социального жилья в повышении качества жизни уязвимых людей. Точно так же Calheiros et al. проанализировали молодежь, находящуюся в интернатах, посредством поперечного посреднического анализа восприятия молодежью своих социальных образов, саморепрезентации и результатов адаптации. Результаты подчеркивают актуальность стимулирования положительных СР, показывая, что они могут быть защитным фактором для молодежи в интернатах. В другом исследовании Wang et al. исследовали влияние активации пациента (PA) и аспектов отношений на качество жизни (QoL) у пациентов с фибрилляцией предсердий (AF) для разработки мер по улучшению PA и QoL. Парк исследовал людей с случайными нарушениями зрения, приобретенными во взрослом возрасте в результате травматического события, для углубленного и контекстуального понимания факторов и процессов, которые привели к положительным изменениям в их жизни. Другое исследование Mahmic et al. показали эффективность системного подхода позитивной психологии для выявления и изменения парадигм лишения прав и возможностей для семей детей с ограниченными возможностями. Наконец, статья Чизовской и Гурбы показала, что усиление чувства смысла жизни и психологического благополучия приносит пользу для психического здоровья группы молодых людей, особенно уязвимых к психическим проблемам.

Социальная и организационная позитивная психология

Несколько исследований в области социальной и организационной психологии показали преимущества использования позитивной психологии «личности» в повседневной трудовой жизни. Роль географического района и личности предпринимателя по Юрребасо и др. предложил направление исследования предпринимательства, основанное на анализе положительных качеств личности. Таким образом, профиль предпринимателя, сохраняющего высокие предпринимательские намерения, будет характеризоваться высоким внутренним локусом контроля, низким внешним локусом контроля, высокой самоэффективностью, проактивностью, склонностью к риску и личной инициативой. Сюй и др. указал психологический капитал как положительную переменную, влияющую на поведение сотрудников, и его роль в поддержании устойчивой рабочей силы в малообеспеченных сельских районах Китая. Денг и др. исследовали факторы, способствующие благополучию сотрудников некоммерческого сектора. Точно так же Тису и Вирга провели перекрестное исследование взаимосвязей между проактивным управлением жизнеспособностью, обогащением работы и дома и предпринимательской деятельностью. Лю и др. провел систематический и всесторонний метаанализ взаимосвязи между процветанием на работе и его предшественниками, основанный на положительном психологическом состоянии. Чен, Ю и др. исследовал, как доверие влияет на творчество, обобщив существующие результаты различных эмпирических исследований.

Психометрические исследования

Необходимость в измерениях с хорошими психометрическими свойствами была также отмечена в двух исследованиях, посвященных психометрическим исследованиям. Одно из исследований было сосредоточено на проверке французской версии позитивной шкалы (Vancappel et al. ), самоотчетной меры позитивности, которая представляет собой тенденцию рассматривать жизнь и опыт и относиться к ним с позитивным подходом. Другой был адаптацией китайской версии базовой шкалы эмпатии с выборкой из 805 студентов колледжа (Чен, Доу и др.). Это исследование показало, что эмоции и эмпатия имеют значительную корреляцию с благодарностью и альтруизмом в Интернете.

Спорт и искусство

Barbry et al. указали на связь между положительными эмоциями и членством в спортивных клубах среди французских подростков. Сан и др. исследовали проблемы физического и психического здоровья у женщин среднего возраста, продемонстрировав, что участие в кадриль может улучшить позитивное субъективное благополучие женщин и потенциально может уменьшить их негативные эмоции, что может улучшить их здоровье в долгосрочной перспективе. Согласно Мартинсу и др., с точки зрения школьной среды участие в спорте представляет собой ключевую стратегию, касающуюся проявления позитивного поведения, являющегося результатом развития личной и социальной ответственности. Таким образом, в этой статье подтверждается положительное развитие спортивного вмешательства с институционализированной молодежью, основанное на обучении личной и социальной ответственности. Связывание позитивной психологии и межкультурной компетентности с помощью фильмов было исследованием Popa et al. из Брунея и Румынии. Культурное потребление обеспечивает многочисленные преимущества для отдельных лиц, особенно для молодого поколения. Воображаемые рассказы о путешествиях могут формировать представления людей о других культурах и, таким образом, являются полезными инструментами для развития позитивных межкультурных компетенций.

Улучшение самочувствия

Kosugi et al. раскрыли эффективность когнитивной терапии, основанной на осознанности, для улучшения субъективного и эвдемонического благополучия у здоровых людей. Изучение процессов, обогащающих позитивные отношения, было малоизученной областью в практике позитивной психологии (De Netto et al.). Авторы рассматривают общение как основу отношений, исследуя капитализацию, приспособление и самооценку удовлетворенности отношениями. В другой статье изучался посттравматический рост, полезный для преодоления психических расстройств, вызванных COVID-19.. Он показал сдерживающий эффект посттравматического роста в отношениях между COVID-19 и психологическим здоровьем (Park and Im). Систематический обзор, проведенный Battulga et al. продемонстрировали, что субъективное благополучие (СБ) играет защитную роль в поддержании психического здоровья и подвержено изменениям во время коротких стрессовых моментов, таких как беременность. Программа устойчивости к вмешательству, ориентированная на саморегулирование и успехи в учебе, Программа устойчивости R2, была применена к клиентам городских социальных служб, работникам учреждений длительного ухода, менеджерам в секторе здравоохранения, сотрудникам корпорации Fortune 500, учащиеся от начального до 12-го класса школы и взрослые добровольцы, связанные с международной неправительственной организацией (Унгар и Джеффрис). В другом документе по этой теме исследования говорится, что многие исследования показывают, что поиск смысла жизни снижает стресс и способствует физическому и психологическому благополучию. Однако в существующей литературе основное внимание уделяется смыслу жизни среди населения в целом (например, студентов колледжей или офисных работников). Исследование, представленное по этому вопросу, включает солдат корейской армии и направлено на то, чтобы понять, как поиск смысла приводит к наличию смысла за счет посреднических ролей досуга и благодарности (Lim et al.). Исследование Farnicka et al. показало, что удовлетворенность жизнью и психическое благополучие были основными предметами интересов исследователей в Польше. Наконец, две статьи по этой теме исследования посвящены сфере туризма. Одним из них был систематический обзор литературы во время COVID-19.о благополучии и устойчивости в туризме Pocinho et al. Результаты показали, что позитивный и устойчивый подход к преодолению неблагоприятных последствий пандемии вызывает озабоченность у заинтересованных сторон и будущего организаций в сфере туризма и гостеприимства, равно как и благополучие туристов. В другом исследовании изучалось влияние привязанности к месту на поведение иностранных студентов-послов туризма: посредническая роль удовлетворенности жизнью как горячая точка в позитивной психологии в последние годы (Wang et al. ).

В целом, несмотря на то, что этот обширный и основанный на фактических данных объем знаний и исследований в области позитивной психологии является основным фактором, способствующим продвижению исследований в этой области и предоставляющим практические инструменты и идеи для улучшения повседневной жизни людей, эти кластеры информации обеспечивают в равной степени огромный разброс исследований по дисциплинам. Однако в то же время эти кластеры показывают нам, что позитивная психология может быть частью повседневной жизни каждого. Хотя можно увидеть так называемую фрагментацию, когда мы думаем о множестве областей, методов, переменных и групп населения, которые были целью различных исследований, составляющих эту тему исследования, в этом рассеянии мы также можем увидеть его важность и, возможно, его объединение. Теорию и практику позитивной психологии следует искать в каждом контексте: образование, исследования (психометрия), спорт, искусство, социальные условия и организации; разнообразием людей, включая определенные группы населения, такие как люди с особыми потребностями и находящиеся в невыгодном положении; с общим основанием: улучшение самочувствия. В этом мы можем видеть, как рассеяние тем и интересов в исследованиях может также быть доказательством того, что позитивная психология возможна в повседневной жизни, и поэтому мы можем видеть ее потенциал для более полноценной жизни в любом месте, культуре, контексте и Окружающая среда.

Заключение

В заключение, позитивная психология и связанные с ней неизмеримые переменные были в центре внимания большого количества исследований, как, возможно, ни одна другая настолько молодая наука на сегодняшний день. Хотя можно увидеть фрагментацию поля по нескольким направлениям, это не умаляет положительных преимуществ этого поля, а подчеркивает, что сегодня, может быть, больше, чем когда-либо, позитивная психология необходима в повседневной жизни каждого.

Вклад автора

Все перечисленные авторы внесли существенный, непосредственный и интеллектуальный вклад в работу и одобрили ее для публикации.

Финансирование

Этот документ финансировался за счет национальных фондов, предоставленных FCT-Фондом науки и технологий в рамках проекта UIDB/04020/2020.

Конфликт интересов

Авторы заявляют, что исследование проводилось при отсутствии каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.

Примечание издателя

Все претензии, изложенные в этой статье, принадлежат исключительно авторам и не обязательно представляют претензии их дочерних организаций или издателя, редакторов и рецензентов. Любой продукт, который может быть оценен в этой статье, или претензии, которые могут быть сделаны его производителем, не гарантируются и не поддерживаются издателем.

Ссылки

Бойлер Л., Хаверман М., Вестерхоф Г., Рипер Х., Смит Ф. и Болмейер Э. (2013). Вмешательства позитивной психологии: метаанализ рандомизированных контролируемых исследований. BMC Public Health 13, 119. doi: 10.1186/1471-2458-13-119

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Карр А., Каллен К., Кини К., Каннинг К., Муни О. , Чинсаллэй Э. и др. (2020). Эффективность вмешательств позитивной психологии: систематический обзор и метаанализ. Дж. Позитивная психология. 16, 749–769. дои: 10.1080/17439760.2020.1818807

Полнотекстовая перекрестная ссылка | Google Scholar

Чахсий Ф., Крайсс Дж., Соммерс-Спейкерман М. и Больмейер Э. (2018). Влияние вмешательств позитивной психологии на самочувствие и дистресс в клинических образцах с психическими или соматическими расстройствами: систематический обзор и метаанализ. BMC Psychiatry 18, 211. doi: 10.1186/s12888-018-1739-2

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Гандер Ф., Пройер Р. Т. и Рух В. (2022). Влияют ли убеждения в податливости благополучия на эффективность вмешательств позитивной психологии? Результаты рандомизированного плацебо-контролируемого исследования. Заяв. Психол. Здоровье и благополучие 1–16. doi: 10.1111/aphw.12338

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Кур, Дж. , Эль-Ден, Дж., и Шриратанавириякул, Н. (2019 г.). Роль позитивной психологии в повышении эффективности сотрудников и организационной продуктивности: экспериментальное исследование. Проц. вычисл. науч. 161, 226–232. дои: 10.1016/j.procs.2019.11.118

Полнотекстовая перекрестная ссылка | Google Scholar

Койдемир С., Сёкмез А. Б. и Шютц А. (2021). Метаанализ эффективности рандомизированных контролируемых позитивных психологических вмешательств на субъективное и психологическое благополучие. Заяв. Рез. Квал. Жизнь 16, 1145–1185. дои: 10.1007/s11482-019-09788-з

Полнотекстовая перекрестная ссылка | Google Scholar

Платт И., Каннангара К., Тайзерли М. и Карсон Дж. (2020). Проект «Колибри»: позитивная психологическая помощь учащимся средней школы. Фронт. Психол. 11, 2012. doi: 10.3389/fpsyg.2020.02012

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

Селигман, М. (2016). «Как появилась позитивная психология и куда она движется», в Ученые, которые меняют мир: сто выдающихся ученых, изучающих поведение и мозг, рассказывают о своем наиболее важном вкладе , редакторы Р. Штернберг, С. Фиске и Д. Фосс (Кембридж: издательство Кембриджского университета), 478–480. дои: 10.1017/CBO9781316422250.101

Полнотекстовая перекрестная ссылка | Google Scholar

Селигман, М. Э., Эрнст, Р. М., Гиллхэм, Дж., Райвич, К., и Линкинс, М. (2009). Позитивное образование: позитивная психология и интервенции в классе. Oxford Rev. Educ. 35, 293–311. дои: 10.1080/03054980

  • 4563

    Полнотекстовая перекрестная ссылка | Google Scholar

    Seligman, M.E.P., and Csikszentmihalyi, M. (2014). «Позитивная психология: введение», в Flow and the Foundations of Positive Psychology , изд. М. Чиксентмихайи (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Springer US), 279–298. дои: 10.1007/978-94-017-9088-8_18

    Полнотекстовая перекрестная ссылка | Google Scholar

    Син, Н. Л., и Любомирский, С. (2009). Улучшение самочувствия и облегчение депрессивных симптомов с помощью позитивных психологических вмешательств: удобный для практики метаанализ. Дж. Клин. Психол. 65, 467–487. doi: 10.1002/jclp.20593

    PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Академия Google

    van Agteren, J., Iasiello, M., Lo, L., Bartholomaeus, J., Kopsaftis, Z., Carey, M., et al. (2021). Систематический обзор и метаанализ психологических вмешательств для улучшения психического благополучия. Нац. Гум. Поведение 5, 631–652. doi: 10.1038/s41562-021-01093-w

    PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

    Как психология повлияла на повседневную жизнь? — краткое изложение главы 8 книги «Исторические и концептуальные вопросы психологии» Брисберта М. и Растла К. (второе издание)

    Основы психологии
    Глава 8
    Как психология повлияла на повседневную жизнь?

    Введение

    В течение двадцатого века дисциплина психология выросла из маргинальной академической области в дисциплину, которая сделала больше, чем любая другая, для преобразования рутины и опыта повседневной жизни.
    Прикладная психология: применение психологических знаний и методов исследования для решения практических задач.

    Наверх

    Эволюция перед Второй мировой войной

    Психические расстройства должны лечить специалисты с медицинским образованием

    Психологам не разрешалось проводить неконтролируемую терапию в официальных учреждениях, а их частная практика не покрывалась медицинской страховкой.

    Первые центры клинической психологии

    Лечебные центры под руководством психологов появились в США и были связаны с университетами.
    Лайтнер Витмер
    В 1896 году открыл факультет, который стал первым центром психологической помощи.

    Основанию центров клинической психологии помешало отсутствие поддержки со стороны академических психологов.

    • На кафедрах психологии преобладали психологи-экспериментаторы, которые хотели продвигать психологию как науку.
    • Ученые не хотели расстраивать своих коллег-медиков, чья помощь им требовалась для расширения их кафедр.

    Тем временем проблемы психического здоровья и психоанализ стали популярными курсами психологии.
    Клиническая психология: раздел психологии, применяющий психологические знания для оценки и лечения психических расстройств.

    Первый центр клинической психологии в Великобритании был открыт в 1920 году в частном доме в Лондоне.

    Влияние Второй мировой войны

    Срочная потребность в психологической консультации и лечении

    Контузия: реакция тревоги на поле боя, которая мешает солдатам нормально функционировать; была одной из первых тем, затронутых прикладной психологией.
    Обнаружение контузии в Первой мировой войне привело к развитию двух событий

    • Потребовалось усиленное психологическое тестирование, чтобы предсказать, кто

    … Заинтересованы? Прочтите приведенные ниже инструкции, чтобы прочитать полное содержание этой страницы.

    Параметры доступа

     

    Полный контент виден только для Вошедших в World Supporters.

    • Пожалуйста, войдите или создайте свой бесплатный журнал WorldSupporter (аккаунт)

    Дополнительные преимущества присоединения к WorldSupporter

    • Вы можете использовать навигацию и следить за своими любимыми сторонниками
    • Вы можете создавать свой собственный контент и добавлять материалы
    • Вы можете сохранять свой любимый контент и создавать собственные пакеты
    • Дополнительные преимущества см. в меню

    Полный доступ ко всем страницам World Supporter требует членства в JoHo

    • Для получения информации о международном членстве в JoHo читайте здесь.

     

     

    Support JoHo and support yourself by becoming a JoHo member

     

     

     

    Learn & Study

    Нидерланды

    Университет Амстердама: UVA

    Психология и поведенческие науки

    Это краткое изложение книги: Исторические и концептуальные вопросы психологии, написанной Брисбертом М. и Растлом К. Эта книга посвящена истории психологии и тому, как возникла современная психология. Книга используется в курсе «Основы психологии» на втором курсе

    Более широкая картина, с чего все началось? — краткое изложение главы 1 Исторических и концептуальных проблем психологии, М. Брисберта и К. Растла (второе издание) Научная революция семнадцатого века и ее последствия — краткое изложение главы 2 Исторических и концептуальных проблем психологии, Брисберта. , М. и Растл, К. (второе издание) Предшественники научной психологии в восемнадцатом и девятнадцатом веках — краткое изложение главы 3 книги «Исторические и концептуальные вопросы психологии», написанной Брисбертом, М. и Растлом, К. (второе издание). независимая академическая дисциплина — краткое изложение главы 4 Исторических и концептуальных вопросов психологии, Брисберт, М. и Растл, К. (второе издание) Укрепление научной позиции психологии — краткое изложение главы 5, Исторические и концептуальные вопросы психологии, Брисберт, М. и Растл, К. (второе издание) Результаты исследования мозга — краткое изложение главы 6 книги «Исторические и концептуальные вопросы психологии» Брисберта, М. и Растла. e, K (второе издание) Проблема разума и мозга, свобода воли и сознание — краткое изложение главы 7 книги «Исторические и концептуальные вопросы психологии» Брисберта М. и Растла К. (второе издание) Как психология повлияла на повседневную жизнь? — краткое изложение главы 8 книги «Исторические и концептуальные вопросы психологии» Брисберта М. и Растла К. (второе издание) Что такое наука? — краткое содержание главы 9Исторические и концептуальные вопросы психологии, Брисберт, М. и Растл, К. (второе издание) Является ли психология наукой? — краткое изложение главы 10 Исторических и концептуальных проблем психологии, Брисберт, М. и Растл, К. (второе издание) Вклад количественных и качественных методов исследования — краткое изложение главы 11, Исторические и концептуальные проблемы психологии, Брисберт, М. и Растле, К. (второе издание) Психология и общество — краткое изложение главы 13 Исторических и концептуальных вопросов психологии, написанное Брисбертом, М. и Растле, К. (второе издание) Историческая психология Все промежуточные итоги первой половины Исторического и концептуального Вопросы психологии, Брисберт, М. и Растл, К. (второе издание) Все промежуточные итоги второй половины Исторических и концептуальных вопросов психологии, Брисберт, М. и Растл, К. (второе издание) Основы психологии Исторические и концептуальные Вопросы психологии, Брисберт, М. и Растл, К. (второе издание) — резюме

    Зачем создавать учетную запись?
    • Ваша учетная запись WorldSupporter дает вам доступ ко всем функциям платформы
    • После входа в систему вы можете: собственный вклад через 11 инструментов WorldSupporter
    • Общедоступный
    • Только WorldSupporters
    • Члены JoHo
    • Частный

    1.4 Психология в повседневной жизни – Психология – 1-е канадское издание

    1. Применение психологических принципов к обучению и запоминанию.
    2. Объясните эффект ссылки на себя.
    3. Объясните, как метапознание влияет на то, как мы приобретаем знания.

    Психология в повседневной жизни: Как эффективно выучить и запомнить

    Психологические исследования могут помочь сделать нашу жизнь лучше и продуктивнее. Один из способов, которым результаты психологических исследований могут быть особенно полезны для вас, — это улучшение ваших навыков обучения и учебы. Психологические исследования предоставили значительный объем знаний о принципах обучения и памяти. Эта информация может помочь вам лучше справляться с курсовой работой, но она также может помочь вам изучить новые концепции и методы в других областях вашей жизни. Самое важное, чему вы можете научиться в колледже или университете, — это тому, как лучше учиться, учиться и запоминать. Эти навыки помогут вам на протяжении всей жизни, когда вы осваиваете новую работу и берете на себя другие обязанности. Существуют существенные индивидуальные различия в обучении и памяти, так что некоторые люди учатся быстрее, чем другие. Даже если вам потребуется больше времени, чтобы учиться, чем вы думаете, дополнительное время, которое вы потратите на учебу, стоит затраченных усилий, и вы можете научиться учиться. Научиться эффективно учиться и запоминать информацию — это то же самое, что научиться любому другому навыку, например, заниматься спортом или играть в видеоигры. Позже в учебнике мы более подробно изучим память в главе 10.

    Готовы учиться?

    Чтобы хорошо учиться, нужно быть готовым учиться. Вы не можете хорошо учиться, когда вы устали, находитесь в состоянии стресса или злоупотребляете алкоголем или наркотиками. Старайтесь придерживаться постоянного режима сна и еды. Ешьте умеренно и питательно и избегайте наркотиков, которые могут ухудшить память, особенно алкоголя. Нет никаких доказательств того, что такие стимуляторы, как кофеин, амфетамины или какие-либо из множества имеющихся на рынке «лекарств для улучшения памяти», помогут вам учиться (Gold, Cahill, & Wenk, 2002; McDaniel, Maier, & Einstein, 2002). Добавки для улучшения памяти обычно не более эффективны, чем выпитая банка газировки с сахаром, которая высвобождает глюкозу и в результате немного улучшает память.

    Обучение — это активный процесс

    Психологи изучили способы, которые лучше всего позволяют людям получать новую информацию, сохранять ее с течением времени и извлекать информацию, хранящуюся в нашей памяти. Одним из важных выводов является то, что обучение является активным процессом. Чтобы получить информацию наиболее эффективно, мы должны активно манипулировать ею. Одним из активных подходов является репетиция — повторение информации, которую необходимо выучить, снова и снова. Хотя простое повторение действительно помогает нам учиться, психологические исследования показали, что мы усваиваем информацию наиболее эффективно, когда активно обдумываем или уточняем ее значение и связываем материал с чем-то другим. Когда вы изучаете, старайтесь уточнять, связывая информацию с другими вещами, которые вы уже знаете. Например, если вы хотите вспомнить различные школы психологии, попробуйте подумать о том, чем каждый из подходов отличается от других. Сравнивая подходы, определите, что наиболее важно в каждом из них, и свяжите это с особенностями других подходов.

    В важном исследовании, показывающем эффективность уточняющего кодирования, Тимоти Роджерс, Николас Койпер и Уильям Киркер (1977) обнаружили, что учащиеся усваивают информацию лучше всего, когда связывают ее с аспектами самих себя, явление, известное как эффект самореференции . Это исследование предполагает, что представление о том, как материал соотносится с вашими собственными интересами и целями, поможет вам изучить его. Подход, известный как метод локусов , включает в себя связывание каждой части информации, которую вам нужно запомнить, с местами, с которыми вы знакомы. Вы можете подумать о доме, в котором вы выросли, и о комнатах в нем. Вы можете поместить бихевиористов в спальню, структуралистов в гостиную и функционалистов на кухню. Затем, когда вам нужно запомнить информацию, вы извлекаете мысленный образ своего дома и должны быть в состоянии «увидеть» каждого из людей в каждой из областей.

    Один из самых фундаментальных принципов обучения известен как эффект интервала . И люди, и животные легче запоминают или усваивают материал, когда они изучают материал в течение нескольких более коротких периодов обучения в течение более длительного периода времени, а не изучают его только один раз в течение длительного периода времени. Зубрежка перед экзаменом — особенно неэффективный способ обучения. Психологи также обнаружили, что производительность повышается, когда люди ставят перед собой сложные, но реалистичные цели (Latham & Locke, 2007). Вы можете использовать эти знания, чтобы учиться. Ставьте реалистичные цели на время, которое вы собираетесь потратить на учебу, и на то, что вы собираетесь узнать, и старайтесь придерживаться этих целей. Делайте понемногу каждый день, и к концу недели вы многого добьетесь.

    Наша способность адекватно оценивать собственные знания известна как метапознание . Исследования показывают, что наше метапознание может сделать нас самоуверенными, заставляя нас думать, что мы выучили материал, даже если на самом деле это не так. Например, когда мы чувствуем, что отрывок из учебника знаком, мы можем не заметить, какие его аспекты нам не очень хорошо известны. Мы можем не понять, почему мы плохо сдали экзамен, потому что чувствовали себя уверенно. Чтобы противодействовать этой проблеме, не просматривайте свои заметки снова и снова. Вместо этого составьте список вопросов и посмотрите, сможете ли вы на них ответить. Еще раз изучите информацию, а через несколько минут снова проверьте себя. Если вы допустили какие-то ошибки, изучите еще раз. Затем подождите около получаса, чтобы снова проверить себя. Повторите тест через один день и через два дня. Проверять себя, пытаясь активно извлекать информацию, лучше, чем просто изучать материал, потому что это поможет вам определить, действительно ли вы его знаете. Таким образом, каждый может научиться учиться лучше. Обучение — важный навык, и соблюдение ранее упомянутых рекомендаций, скорее всего, поможет вам учиться лучше.

    Сейчас самое время напомнить вам об информации из раздела «Подход и педагогика» в начале этой книги, где содержится полезная информация о том, как получить максимальную отдачу от обучения. Предлагаемые там предложения имеют прямое отношение к применению психологии в повседневной жизни, а точнее, к упомянутым здесь активным процессам обучения. Пожалуйста, убедитесь, что вы ознакомились с этими предложениями и постоянно обращаетесь к ним по мере чтения книги, чтобы убедиться, что вы делаете все возможное, используя доказательные методы для эффективного обучения.

     

     

    • Полноценный сон и питание важны для обучения.
    • Обучение — это активный процесс, и методы, способствующие тщательному кодированию, будут более эффективными.
    • Метапознание — это наша способность думать о собственном мышлении; понимание этого может помочь вам найти эффективные стратегии обучения.

     

     

    1. Придумайте пример из одного из ваших текущих курсов, где вы могли бы использовать эффект ссылки на себя, чтобы лучше усвоить материал. Быть конкретной.
    2. Улучшите свои метакогнитивные навыки, прочитав главу учебника текущего курса, выявляя и делая заметки только о тех аспектах, которые вы не понимаете. Изучите свои заметки, составьте список вопросов викторины и проверьте себя.
    3. Составьте себе план на одну неделю учебного времени в текущем курсе, который охватывает весь материал, используя стратегию интервалов.

     

    Поздравляем с завершением Главы 1! Не забудьте вернуться к разделу «Подход и педагогика» в начале книги, чтобы узнать больше о том, как извлечь максимальную пользу из чтения и изучения материала в этом учебнике.

    Каталожные номера

    Gold, PE, Cahill, L., & Wenk, GL (2002). Гинкго билоба: усилитель когнитивных функций? Психологическая наука в интересах общества, 3 (1), 2–11.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts