Рисунок психология: Что значат наши рисунки | Журнал Вестник Психологии

Психология детского рисунка


Содержание

1. Что говорят психологи и педагоги?
2. В чем польза рисования для детей?
3. Как помочь ребенку развиваться творчески?
4. Интерпретация детских рисунков
4.1. Сюжет
4.2. Цвет
4.3. Размер
4.4. Нажим

Что говорят психологи и педагоги?

Педагоги настоятельно рекомендуют родителям прививать ребенку любовь к рисованию. Многолетний опыт показывает, что малыши, которые начали «творить» с раннего возраста, быстрее научились писать. При этом почерк у них более ровный и красивый, нежели у тех детей, которые редко держали в руках кисточки и карандаши.

Благодаря рисованию укрепляется рука и кисть крохи, что в будущем помогает в обучении письму. Педагоги отмечают, что юные художники умеют находить красоту в мелочах, обладают хорошим пространственным мышлением, более обучаемые, быстро осваивают геометрию.

По словам психологов, дети рисуют не руками, а головой. В процессе создания рисунков у малыша развивается память, он приобретает тонкий художественный вкус. Детские каракули – это не бессмысленные картинки. Чтобы нарисовать хоть что-то, ребенок должен уметь чувствовать, сравнивать, думать, рассуждать.


Если в детстве человек мало рисовал, будучи взрослым, он вряд ли возьмется за карандаш. Он знает, что не умеет рисовать, и это не дает ему переступить через себя. В маленьком возрасте у всех нас есть способность находить гармонию с самим собой через творчество. Но с возрастом она пропадает. Если сохранить этот навык, он обязательно пригодится в жизни.

Историки также подтверждают пользу рисования. К примеру, в некоторых странах наука находилась на пике расцвета именно в периоды активного развития рисования. Когда человек творит, он раскрывается, раскрепощается, выплескивает на бумаге то, что хотел бы сказать или сделать в жизни. Благодаря рисованию развивается индивидуальность, проявляется творческое начало.


В чем польза рисования для детей?

Мы поняли, что психологи и педагоги в один голос твердят о пользе творчества в детском возрасте. Но в чем же эта польза заключается? Что рисование развивает в ребенке?

1. Мелкая моторика. Малышу с первых месяцев жизни важно научиться делать мелкие движения пальчиками, кистями. Это напрямую связано с его памятью, вниманием, нервной системой и даже речью. Дело в том, что речевой и моторный центр находятся в головном мозге близко друг к другу. Мелкая моторика развивается у крохи сама по себе. Но если процесс можно ускорить, то почему бы этим не воспользоваться?


2. Внимание и память. Во время рисования у ребенка включаются отделы мозга, отвечающие за удержание и воспроизведение образов. Другими словами, малыш может изобразить на бумаге то, что сам когда-то видел. Дети постарше начинают срисовывать образы с реальных предметов, детально их изучать, запоминать свойства, сравнивать пропорции.

Поскольку у малышей ограниченные знания о мире, они замечают мелочи и нюансы, проявляют внимательность и наблюдательность.


3. Креативность. Некоторые родители отдают своих чад в художественную школу, чтобы сделать из них творческих и креативных личностей. Действительно, с помощью рисования развивается мышление, ребенок может рассматривать происходящее с разных сторон. Случайно сделав ошибку на рисунке, он пытается ее исправить. К примеру, ребенок неправильно провел линию и, чтобы не переделывать весь рисунок, превратил ее в причудливый узор.


4. Воображение и мышление. На бумаге можно нарисовать то, что никогда не произойдет в реальной жизни. Например, супергерой одной рукой поднимает автомобиль, или кот с лисой живут в лесной избушке, или единорог бежит по радуге. Чтобы изобразить единорога, ребенок должен сообразить, что это существо похоже на лошадь. Сказочные рисунки начинаются с реальных образов. Развитое воображение помогает в усвоении школьной программы.


5. Эмоциональная устойчивость и психологическое равновесие. Рисование можно сравнить с медитацией, оно успокаивает. Не зря же созданы специальные раскраски антистресс. Психологи рекомендуют чаще рисовать капризным детям, склонным к истерикам и неврозам. По рисунку можно судить о личности малыша, его настроении и эмоциональном состоянии. Часто психологи пользуются тестами, в которых нужно что-то нарисовать или рассмотреть в картинке образы и предметы.


6. Целеустремленность. В процессе создания картины ребенок учится заканчивать начатое. Если он где-то допускает ошибку, которую нельзя исправить, приходится начинать все заново. При этом ребенок целенаправленно идет к готовой работе.

Как помочь ребенку развиваться творчески?

Некоторые родители допускают ошибку, когда все делают за ребенка. Если у малыша что-то не получается, он капризничает, на помощь приходит мама. Она все делает за кроху, лишь бы тот не плакал.

Рисование приносит ребенку много пользы, развивает различные важные способности. Поэтому он должен сам научиться исправлять ошибки, мириться с неудачами.

Если малыш заинтересовался творчеством, родители должны это поощрять, покупать ему необходимые материалы, записать в художественную школу и т.п. Ребенка нужно обязательно хвалить, но не перехваливать. Иначе он подумает, что даже простая закорючка на бумаге – это уже шедевр и не захочет развиваться дальше. Обязательно спрашивайте у ребенка, что именно он нарисовал, что хотел передать своим рисунком. Так малыш поймет, что его старания не были напрасными, он кому-то интересен.


Не вмешивайтесь, когда ребенок творит. Он должен сам понять, что делает что-то неправильно, исправить ошибку, переделать рисунок. Это развивает в малыше самостоятельность.

Интерпретация детских рисунков

Родителям важно понимать, что значат рисунки чада. Это умение помогает следить за развитием ребенка в творческом плане, а также за его эмоциональным и душевным состоянием, восприятием окружающего мира.

Если нескольких детей попросить нарисовать один и тот же сюжет, каждый сделает это по-своему. Дети выбирают разные цвета, рисуют предметы разной формы, делают линии разной толщины. Все зависит от ощущений ребенка, его настроения. Перед тем, как что-то изображать на бумаге, малыш представляет это в голове.


Не торопитесь делать выводы только по одному рисунку. Даже если сегодня ребенок нарисовал все черным фломастером, не обязательно, что он озлоблен на мир и пребывает в депрессии. Нужно анализировать несколько рисунков, собранных за один – два месяца. Только так вы объективно оцените состояние своего крохи.

Сюжет

В первую очередь нужно обращать внимание на то, какое общее впечатление производит рисунок. Веселый он или грустный, спокойный или тревожный, добрый или агрессивный. После этого следует вдуматься в сюжет. Просто поинтересуйтесь у малыша, что именно он хотел нарисовать. Только не задавайте вопрос в лоб: «Что это?» Ребенок может воспринять это неправильно, подумать, что нарисовал недостаточно хорошо. Спросите: «Расскажи, что здесь нарисовано». Такой подход заинтересует, вызовет доверие. Малыш поймет, что вам понравился рисунок, вы им заинтересовались.


Зачастую дети рисуют людей, животных, солнышко, деревья, дома и машины. Если на своих картинах ребенок никогда не изображает людей, возможно, ему трудно общаться с окружающими.


Если на рисунке преобладают злые звери с рогами и острыми клыками, малыш чувствует напряжение, чего-то боится.


Часто в младшем школьном возрасте мальчики рисуют солдат с оружием, войну, динозавров. Это вполне нормально, поскольку ребенок уже начинает ощущать себя мужчиной, защитником. Девочки в этом возрасте обычно рисуют красивых принцесс, цветочки, волшебных фей и сказочные замки. Это показывает, что они примеряют на себя роль невесты, мечтают вырасти красивыми.

Цвет

По цвету можно судить о чувствах и эмоциях ребенка. Но обращать внимание стоит на те цвета, которых в рисунке слишком много или они вообще не должны в нем быть. К примеру, ребенок обрисовал предметы черным контуром и не хочет их раскрашивать. Либо сделал всю картину в красных тонах, даже траву и деревья. Цвет фона несет важную роль, он говорит о психологическом состоянии малыша.

  1. Синий цвет олицетворяет спокойствие. Если ребенок нарисовал семью на синем фоне, значит дома он чувствует себя комфортно.
  2. Зеленый – это надежность. Когда на рисунке его неоправданно много, это может говорить о том, что малыш тоскует.
  3. Красный демонстрирует раздраженность, указывает на наличие конфликта. Если ребенок изобразил в красном цвете кого-то из домочадцев, одноклассников или учителей, значит он испытывает к нему злость и агрессию.
  4. Желтый показывает, что малыш в хорошем настроении, позитивно настроен.
  5. Розовый – это нежность, любовь.
  6. Серый – легкая тревога, которая постоянно присутствует в подсознании ребенка.
  7. Черный цвет указывает на переживания, плохие мысли. Большое количество черного цвета в рисунках должно насторожить родителей.


Также можно спросить: «А этот фиолетовый человек плохой или хороший?» Часто дети воспринимают цвета не так как взрослые. Родители уже могут начать бить тревогу, а ребенок просто перепутал фломастеры.

На негативные эмоции указывает полное замазывание предмета. Закрашивая что-то на рисунке, малыш пытается избавиться от тревоги.


Размер

Обращайте внимание на размер всего рисунка и отдельных деталей. Если малыш часто изображает мелкие фигуры, вероятно, он не уверен в собственных способностях, стесняется, боится сделать что-то неправильно. Когда основная часть рисунка находится в верней части листа, малыш, наоборот самоуверен, считает себя лучше других. Если картина выходит за границы листа, ребенку тяжело контролировать эмоции, он способен на необдуманные поступки. Большие предметы – это то, что для малыша важно. Маленькие – то, что имеет для него небольшое значение.


Нажим

Переверните детский рисунок, посмотрите, как сильно продавлены линии. Если ребенок сильно нажимает на карандаш, он чувствует напряжение. Слабые прерывистые линии говорят о плохом настроении, состоянии апатии.


Анализируя рисунок ребенка, в первую очередь думайте об эмоциях, которые он у вас вызвал. Картина радостная и позитивная или злая и агрессивная? Обязательно разговаривайте с ребенком, обсуждайте его рисунки. Не делайте поспешных выводов, не торопитесь записывать чадо к психологу. Может у него сегодня было плохое настроение, поэтому и рисунок получился мрачным. Посмотрите, что он нарисует завтра. Может настроение изменится и с картины на вас будут смотреть улыбающиеся лица и яркое желтое солнце!

Подобрать готовый набор для детского рисования

Что нужно знать о детских рисунках и как распознать тревожные моменты — karpachoff.com

Когда дети начинают рисовать? Наверное, как только понимают, что могут удержать в руке карандаш. Речь маленького ребенка еще недостаточно развита, чтобы красочно описать свои эмоции, настроение и чувства. Тогда как коробка карандашей и лист бумаги — подходящее средство самовыражения. 

Что означают рисунки детей? Что может рассказать очередной «шедевр» о маленьком художнике? Давайте разберемся.

Иногда рисунки — это просто рисунки

Не стоит воспринимать любые детские каракули, как некое откровение. Бежать с ними к психологу, чтобы подробно изучить и разобрать каждую загогулину. Чаще всего детские рисунки — это просто рисунки. 

Но как же отличить значимый рисунок от рядового? Ведь хаотичные кляксы на листе иногда могут означать слезы, но чаще — капли дождя. Просто спросите у автора, что именно он нарисовал. 

Чтобы понять психологию детей по рисункам, давайте конкретные задания:

  • Нарисуй свое настроение.
  • Как прошел твой день? Изобрази это на бумаге.
  • Тебе понравилась наша поездка? Нарисуй ее. 

Такие работы могут стать предметом изучения, ведь ребенок постарается изобразить свои эмоции.

Хотите лучше понять истинные потребности ребёнка и причины его поведения? Тогда регистрируйтесь — на бесплантном онлайн мастер-классе Дмитрия Карпачёва «Что обязан знать каждый родитель». 

Рисунки в зависимости от возраста ребенка

Малыши рисуют не так, как дошкольники, и совершенно не так, как подростки. С возрастом линии становятся более четкими, появляется больше деталей и разных персонажей, расширяется палитра.

От 2 до 4 лет

Это возраст познания своих возможностей и художественных экспериментов. Малыш сильно давит на карандаш — получается четкая, яркая линия. Хаотично машет рукой — «колючие» зигзаги заполняют площадь листа. Делает точки — учится рисовать мух. 

Сами того не осознавая, дети создают изображения в стиле «случайного реализма». То есть их каракули могут напоминать очертания какого-либо предмета. Хотя при этом у автора и в мыслях не было его рисовать.

От 4 до 7 лет

В этом возрасте дети, как правило, уже знакомы со своей средой обитания и пытаются шагнуть чуть дальше. Осмыслить увиденное, услышанное или прочитанное помогает рисование. 

Характерная особенность творчества дошкольников — нереалистичное изображение объектов. Люди напоминают известную схему «палка-палка-огуречик», солнце на небе больше походит на жука, а машинка — на шляпу. 

Ребенок растет, и на его рисунках появляются детали, которые помогают идентифицировать изображение. Кот превращается из бесформенного облачка в существо с ушами и хвостом. Дом приобретает четкую геометрию стен и крыши, а машина — колеса, окна и фары. 

От 8 лет

Детский рисунок становится все более детализированным. Возникают фоновые объекты. Например, корова теперь не просто «висит в воздухе», а пасется на поляне с цветами. Мама держит в руках сумочку. Над морскими волнами парит чайка, а в кабине трактора сидит тракторист. 

Изображения получают больше глубины и реализма. В них уже можно уловить настроение, оттенки чувств и предпочтений автора. Появляются психологические рисунки — один из самых доступных для детей способ выражения эмоций.  

Узнайте как воспитывать ребёнка, чтобы он гармонично и правильно развивался — на бесплантном онлайн мастер-классе Дмитрия Карпачёва «Что обязан знать каждый родитель».

Прямо сейчас жмите на кнопку «Зарегистрироваться» и получите подарок.

 

Бесплатный онлайн интенсив

от 0
до 11 лет

ТРИ ДНЯ

КОТОРЫЕ ПОЛНОСТЬЮ ПЕРЕВЕРНУТ ВАШЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Зарегистрироваться

Расшифровка рисунка: на что обратить внимание

Получить ценную информацию из рисунка ребенка не так-то просто. Нужно знать, на что именно смотреть. 

1. Первое впечатление.

Не вникая в сюжет и детали, проанализируйте свои ощущения: удивление, восторг, страх, угнетенность… Что именно вы почувствовали, посмотрев на рисунок? Скорее всего, вы считаете эмоцию, которую заложил автор. Не зря говорят, что первое впечатление — самое верное.  

2. Какие цвета вы видите на рисунке?

Зеленый или синий — ребенок уравновешен, у него все хорошо. Желтый, оранжевый — малыш в отличном настроении, жизнерадостен и весел. Если на детских рисунках преобладают темные оттенки — это не обязательно печаль или какие-либо проблемы в психологическом плане, а, скорее, стремление к контрасту, протесту. 

3. Оцените степень завершенности рисунка.

Если вы попросили ребенка нарисовать лес, а он изобразил лишь 2-3 дерева, то такой рисунок можно считать незавершенным. Также на это указывают оборванные или прерывистые линии. О чем это говорит?

Как минимум о том, что ребенок импульсивен. Это может быть как временное состояние, так и постоянное. Незаконченные линии, как и исправления, свидетельствуют о неуверенности в себе, робости, боязни сделать что-то неправильно. 

4. Каково значение рисунка?

Это снимок момента или отражение внутреннего состояния? Нужно провести между этими понятиями четкую грань. Снимки момента — это то, что ребенок увидел, запомнил и изобразил на бумаге. А психологические рисунки имеют более глубокое значение — выражают чувства ребенка, его взаимоотношения с семьей и друзьями, мечты и страхи. 

Что можно узнать из детского рисунка

Рассмотрите внимательно рисунок ребенка: чтобы понять, что он означает, обратите внимание на размер, расположение и расцветку основных элементов. 

Фигуры людей, сказочных персонажей, героев мультфильмов

  • Отсутствие ушей — слабая потребность или нежелание слышать окружающих.
  • Отсутствие рта — ребенок что-то скрывает (сознательно или бессознательно).
  • Большие руки с четкими пальцами — высокая потребность в коммуникации, агрессивность. 
  • Отсутствие рук или ног — высокая зависимость от родных, незрелость личности или неотделимость себя от матери.
  • Отсутствие шеи, асимметрия конечностей — импульсивность.
  • Отсутствие глаз — тревожность. 
  • Большие зубы — злость, досада.

Семья

  • Ребенок находится между родителями — ощущение безопасности. 
  • Ребенок сбоку — отношения пары более выражены, чем отношения родителей с ребенком.
  • Фигура ребенка намного меньше, чем фигуры родителей — изоляция от семьи, подавленность. 
  • Кто-то один значительно выше остальных — так ребенок показывает, кого считает главой семьи.

Дерево

  • Хорошо развитые, объемные ветки указывают на экстраверсию — потребность в контакте с внешним миром. 
  • Мелкие ветки, скудная крона — зажатость, сниженная самооценка.
  • Наличие корней — тревога, потребность в защите. 
  • Наличие листьев и плодов — развитая фантазия, гибкое мышление, любознательность, активность.
  • Птицы, летающие над кроной — стресс.

Дом

  • Наличие дверей и окон, дорожка, ведущая к дому — символы открытости, любознательности, коммуникабельности. Ребенок активно познает мир, стремится к новым впечатлениям.
  • Дымоход, горшок с цветами на подоконнике и другие мелкие детали — ощущение комфорта, безмятежности.
  • Маленький домик в углу листа — высокая самокритика.
  • Наличие домов рядом, если попросили нарисовать 1 дом, — ребенку мешает кто-то из близкого окружения.

Расшифровка детского рисунка на тему «Моя семья»

Этот наиболее информативный сюжет. Даже беглого взгляда на такой рисунок достаточно, чтобы определить, что в семье маленького автора что-то не так. 

Если ребенок рисует маму красным цветом, а у папы выпученные глаза и большие руки — это указывает на применение насилия в качестве воспитательного метода. Причем со стороны мамы это психологическое влияние, авторитаризм, а со стороны папы — физические наказания.

Отсутствие на рисунке членов семьи значит, у ребенка с ними нет эмоционального контакта. Самая большая голова — у самого умного. А самый значимый человек держит ребенка за руку. Первым маленький художник нарисует либо себя, либо того, кого больше всех любит. А последним — того, к кому относится нейтрально. 

Элементарный анализ детского рисунка семьи поможет определить истинные взаимоотношения ребенка с мамой, папой, братьями и сестрами. Иногда его результаты удивляют и даже огорчают.

Когда стоит обратиться к психологу

В большинстве случаев детские рисунки не вызывают беспокойства. Даже самые страшные чудища и монстры — лишь плод бурной фантазии малыша или изображение персонажа мультика. Насторожить родителей должны повторяющиеся сюжеты насилия, намеки на суицид, странные надписи. Преобладание черного на рисунках указывает на депрессию, а красного — на гнев, агрессию.  

Особое внимание стоит уделить подросткам. Если 14-летний ребенок рисует кровь, внутренние органы, сцены убийства и это сочетается с переменами в поведении, признаками депрессии — обратитесь к специалисту для диагностики его психологического состояния.

Также читайте: Депрессия у детей: что делать родителям

_______

В арсенале психологов и психотерапевтов есть целый ряд проективных методик, где испытуемого просят что-то нарисовать или дорисовать. Так можно определить его ценности, характеристики личности и даже интеллектуальные способности. 

А на бытовом уровне рисунки детей помогают родителям понять их эмоции и переживания. Используйте этот инструмент, чтобы получше узнать своего ребенка. Удачи!

Тест личности «Нарисуй человека» | janaenahirney

janaenahirney

Продолжая различные психологические измерения личности, я собираюсь обсудить на этой неделе очень странный (если не сказать больше) метод тестирования личности — тест «Нарисуй человека» (DAP) для определения личности и интеллекта. . Я думаю, что существует ряд достоверных и надежных тестов, которые можно использовать для оценки личности, и, откровенно говоря, это не один из них, но, тем не менее, интересный. Метод тестирования, который я буду обсуждать на этой неделе, кажется, имеет хорошие намерения, но в целом метод вызывает сомнения.

 Первый тест «Нарисуй человека» был создан Флоренс Гуденаф в 1926 году для первоначальной оценки уровня интеллекта и зрелости детей с помощью невербального задания:  нарисовать человека . Тест должен был стать альтернативой традиционным тестам интеллекта и представлял собой невербальную, «не угрожающую» задачу (т. е. без давления следователя) для оценки интеллекта путем подсчета рисунков. Он был предназначен для устранения предубеждений за счет уменьшения языковых барьеров (таких как основные языковые различия, вербальные навыки, трудности в общении, работа в условиях стресса и т. д.).

Более поздние версии теста включали в себя рисунки мужчины, женщины и самого ребенка. Одна версия была названа DAP Goodenough-Harris, и это был психологический проективный личностный тест , который использовался для оценки детей и подростков для различных целей, включая личностных черт и эмоциональных/поведенческих расстройств. Еще одна более поздняя версия теста была проведена Маховером в 1949 г., и в этой версии чертежи были качественно измерены в различных измерениях (Мурштейн, 1965). Измеряемые черты/характеристики личности могут быть любыми (например, агрессивность, гомосексуальные наклонности, отношения, интроверсия и экстраверсия (Machover, 1949)).

В книге Харриса 1963 года представлена ​​шкала оценок, которую можно использовать для изучения и оценки трех рисунков. Кроме того, включение, опущение, пропорция, и синхронизация (что означает, какие части тела нарисованы 1 st , 2 nd , 3 rd и т. д.), могут быть использованы для интерпретации личности субъекта. и любые эмоциональные/поведенческие расстройства. Также анализируется расположение всех частей тела (например, места прикрепления конечностей). Они измерили все.

Серьезно. КАЖДЫЙ. НЕ ЗАМУЖЕМ. ДЕТАЛЬ. ЯВЛЯЕТСЯ. ИНТЕРПРЕТИРОВАН.

Например; структура рта рисунков;

  • Чрезмерное выделение рта = подчеркнутая важность еды, ненормативная лексика и вспышки гнева
  • Показ зубов = признак агрессии
  • Закрытый рот = хранение секретов, хранение информации при себе, гомосексуальные переживания/фантазии
  • Широко улыбающийся рот = поиск внимания, поиск одобрения

Другие интерпретации могут быть сделаны и о личности;

  • Большая голова = человек получает удовлетворение от сексуальных фантазий
  • Маленькая голова = чувство слабости или интеллектуальной неполноценности
  • Длинные волосы = неуверенные сексуальные фантазии
  • Маленькие глаза = сильное зрительное любопытство
  • Большие уши = гиперчувствительность к критике
  • Треугольный нос = незрелость
  • Маленькие ступни = отсутствие безопасности
  • И этот список можно продолжать и продолжать…

DAP имеет некоторые преимущества; это быстро, просто, дешево и весело. И тот факт, что это невербальный тест с небольшой структурой, является хорошей и важной особенностью, которая отличает его от других тестов личности / интеллекта.

Однако… использование нарисованной фигуры в качестве меры интеллекта и личности вызывает сомнения. Способность к рисованию не является хорошим показателем когнитивных способностей (есть МНОГИЕ другие факторы, такие как окружающая среда и генетика, которые играют роль). Изучив чрезвычайно большой список характеристик рисунка и их «значений», я пришел к выводу, что «значения» слишком запутались в психоаналитических спекуляциях, чтобы их можно было интерпретировать. Потому что на самом деле, какая связь между ребенком, который рисует себе зубы, и проявлением агрессии? Может, ребенку просто нравится рисовать зубки…

В общем, идея анализа личности по рисунку кажется надуманной. Я не совсем уверен в правилах подсчета очков, и связь наличия/отсутствия/размера различных частей тела с личностными чертами не кажется надежной оценкой. Я думаю, что есть лучшие способы измерения интеллекта, и определенно есть лучшие способы измерения личности.

Что вы думаете о DAP как о личности/интеллекте? Это подделка? Или полезно?

Вы слышали о других, казалось бы, странных тестах личности?

Что вы думаете о взаимосвязи между нарисованными частями тела и перечисленными личностными чертами/характеристиками?

Нравится:

Нравится Загрузка…

Категории: Без рубрики

Рисование — простой и действенный способ улучшить настроение

Источник: iStock

Цифровые инструменты для рисования, раскраски для взрослых, рисование в барах. Искусство возвращается как хобби для взрослых. Люди, которые обычно не считают себя «художниками», заново открывают для себя приятные ощущения от рисования, раскрашивания и раскрашивания. Но что такого в искусстве, которое поднимает настроение людям?

Чтобы ответить на этот вопрос, исследование, опубликованное в августовском номере журнала Psychology of Aesthetics, Creativity and the Arts , сравнило две популярные теории в прямом тесте. Ведущий исследователь Дженнифер Дрейк, доктор философии, доцент психологии Бруклинского колледжа, резюмирует эти теории следующим образом: «Служит ли рисование способом выплеснуть эмоции и тем самым разрешить конфликты и напряженность? Или это служит формой побега?»

Результаты исследования Дрейка твердо пришли к одному лагерю. «Можно предположить, что рисование воздействует на настроение, позволяя людям выражать негативные эмоции и, таким образом, высвобождать их. Это катарсисный взгляд на искусство», — говорит Дрейк. «Но мы находим кое-что другое: лучше всего для восстановления настроения работает отвлечение от негативных эмоций с помощью рисования. Это согласуется с литературой по регулированию эмоций, которая показывает, что заставить людей думать о чем-то другом, кроме их негативных эмоций, более эффективно [чем дать им выход]».

Эскиз исследования

В исследовании Дрейка приняли участие 40 студентов колледжа. «Мы попросили людей вспомнить самое печальное событие, которое когда-либо с ними происходило, проводя их через задачу визуального воображения, в которой они сосредоточились на образах, звуках, мыслях и чувствах, связанных с этим событием», — говорит Дрейк. «Потом они рисовали 15 минут». Для рисования учащиеся были случайным образом распределены в одну из двух групп:

  • Рисование для отвлечения внимания . Эту группу попросили нарисовать что-то совершенно не связанное с печальным событием. В частности, участников попросили посмотреть на свою обувь и нарисовать ее. Им сказали: «Используйте рисование, чтобы помочь себе присмотреться». Негласной целью было отвлечь их от несчастных мыслей и чувств.
  • Чертеж экспресс . Эту группу попросили нарисовать о печальном событии, которое они вспомнили. Им сказали: «Используйте рисование как способ выразить свои чувства».

Вся процедура повторялась четыре дня подряд. На разных этапах процесса участники заполняли анкеты для измерения положительных и отрицательных эмоций.

Исследователи обнаружили, что рисование для отвлечения улучшает настроение больше, чем рисование для самовыражения. Это верно как после одного сеанса рисования, так и после четырех ежедневных сеансов. «Сейчас мы изучаем, распространяются ли преимущества рисования на более длительные периоды времени; например, один месяц», — говорит Дрейк. Она считает, что, если делать это регулярно, рисование для отвлечения внимания может стать ценной частью эмоциональной рутины человека по уходу за собой.

Нарисуй свою обувь, подними себе настроение

Исследование Дрейка предлагает план для всех, кто любит рисовать как способ успокоить сложные эмоции, такие как печаль, нервозность, разочарование и гнев. Она быстро отмечает, что рисование само по себе не может заменить профессиональное лечение, когда это необходимо. Но в качестве противоядия от обычного плохого настроения или в качестве дополнения к лечению психического расстройства его стоит попробовать.

Конечно, это только одна из возможных целей создания искусства. Если вы художник, который хочет поделиться с миром своим видением человеческих страданий, это совсем другое дело. Но если вы тот, кто просто хочет чувствовать себя счастливее в данный момент и поддерживать свое эмоциональное благополучие, вот несколько советов:

  • Помните о процессе рисования . Сосредоточьтесь и наблюдайте за тем, что вы рисуете в данный момент, и отпустите все, о чем вы думали и чувствовали раньше.
  • Выберите эмоционально нейтральную тему . Цель состоит в том, чтобы нарисовать что-то, что отвлечет вас от вашего текущего плохого настроения. Набросать объект реального мира, например, обувь, — это один из вариантов, но это не единственный способ. Дрейк говорит, что в ходе другого исследования «мы также просили людей рисовать объекты в своем воображении или рисовать рисунки».

Рисование доступно каждому — художественные навыки и дорогие инструменты необязательны. Это весело. И это быстро. «Вы можете получить положительный эффект всего за 15 минут рисования», — говорит Дрейк. «Рисование для отвлечения — это простой и действенный способ поднять настроение, по крайней мере, на короткое время».

Линда Васмер Эндрюс — писатель, специализирующийся на психологии и здоровье. Ранее она писала здесь о каракулях как о стратегии привлечения внимания во время телефонных интервью.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts