«Сознание заставляет нас верить, что мы уникальны»
- Фото
- Getty Images
В ноябре 2015 года британский психолог Николас Хамфри (Nicholas Humphrey) выступил в Москве с лекцией «Изобретение сознания». Перед началом лекции, организованной Московским центром исследования сознания1, он поделился с Psychologies своими представлениями о том, каким образом у нас возникло сознание и в чем его появление кардинально изменило нашу жизнь.
1. Сознание – продукт человеческой эволюции
Самое простое определение сознания – это состояние ума, к которому мы имеем интроспективный доступ (то есть можем отследить его с помощью самонаблюдения). Я предполагаю, что эта способность развилась в определенный момент эволюции. Наш мозг обучился не реагировать на внешние стимулы непосредственно, а сохранять в виртуальном (воображаемом) режиме знания о том, как он реагировал бы в той или иной ситуации. В результате в мозге сформировался внутренний наблюдатель, способный отслеживать не только то, что происходит с нами, но и наши собственные реакции и мысли по поводу происходящего. Чем больше реакций стало происходить в таком опосредованном, виртуальном режиме, тем сложнее становилась наша внутренняя жизнь, скрытая от постороннего наблюдателя. В этом смысле мы единственные существа, которые наделены сознанием.
«Главная задача наших лекций – развить у слушателей способность критически мыслить, – полагает содиректор Московского центра изучения сознания, кандидат философских наук Дмитрий Волков. – Это очень важно не только для ученых и философов, но и для любого человека. За последние несколько лет нам удалось организовать выступления в Москве известных ученых и философов, которые занимаются тайной сознания. Среди них Дэниел Дэннет, Джон Серль, а теперь и Николас Хамфри. Мы очень надеемся, что состоится приезд Дэвида Чалмерса, одного из самых высокооплачиваемых и востребованных философов в мире. Именно он сформулировал так называемую «трудную проблему» сознания».
2. Благодаря сознанию мы можем понимать других
Наблюдение за работой собственного ума позволяет нам понять, как он работает. Мы можем предсказывать, как он поведет себя. И самое важное – если мы можем создать эту модель разума, мы можем применить ее и к другим людям. То есть если я знаю, как работает мой разум, я могу делать предположения о том, как работает разум другого человека. В психологии это называется «теория разума». Самая важная часть нашей жизни – это другие люди. Поэтому для нас особенно важно понимать их мотивации, чувства, отношение к нам и предвидеть, что они будут делать.
3. Главная загадка сознания – наши ощущения реальности
Наш мозг наполнен не просто мыслями, но и субъективными ощущениями. Философы называют эти ощущения латинским словом «квалиа» (qualia, мн. ч. от quale – «какого сорта/рода»). Квалиа – это качественные аспекты опыта: например, как мы ощущаем соленость или красноту. Мы не можем получить точное представление о чужом субъективном опыте. Философ Томас Нагель (Thomas Nagel) описал это в виде вопроса «Каково это – быть летучей мышью?» Мы не получим ответа на этот вопрос, даже если узнаем все о работе ее мозга. Поэтому австралийский философ Дэвид Чалмерс (David Chalmers) назвал вопрос о природе квалиа «трудной проблемой» сознания.
4. Объяснить природу сознания сложнее, чем изучить работу мозга
Похоже, что квалиа не являются необходимыми для существования разума. Много лет назад я открыл такое явление, как слепое зрение. В лаборатории мы наблюдали обезьяну, у которой был поврежден участок задней коры головного мозга. Обезьяна была совершенно слепой. Но я заметил очень странную особенность ее поведения: она могла видеть, но не знала этого. Она могла ориентироваться в пространстве, и со временем это получалось у нее все лучше и лучше. Но у нее не было никакого ощущения зрения. Если перевести на язык философии: у нее не существовало никакого квалиа, но это не мешало ей получать информацию о мире.
5. Сознание дает нам чувство ценности нашей жизни
Прежде всего, сознание – это иллюзия. Это не значит, что его не существует. Я люблю проводить аналогию с невозможным треугольником Пенроуза. Его существование противоречит законам физики, но мы можем представить и даже нарисовать его. Сознание – это магическое представление, которое создается мозгом. Но для чего? Мой друг, философ Дэниел Дэннет (Daniel Dennett) утверждает, что квалиа никак не влияют на внешний мир. Я думаю, что квалиа являются скорее произведением искусства. Они зачаровывают мир, в котором мы живем. Благодаря квалиа мы ощущаем собственную важность и ценность. Мы придаем огромное значение своим переживаниям, ощущениям, своему уникальному опыту. Именно это позволяет нам «вкладывать душу» в то, что мы делаем. Идея, что у каждого из нас есть душа, преобразила все человеческое общество. Каждый из нас создает собственную Вселенную, «пространство души». Главный двигатель наших свершений – в сознании нашей собственной исключительности.
Николас Хамфри – британский психолог, философ, автор множества статей и книг, в том числе недавно переведенной на русский язык книги «Сознание – пыльца души» (Карьера Пресс, 2014).
1 Московский центр исследования сознания (МЦИС) при философском факультете МГУ основан в 2009 году Дмитрием Волковым, сооснователем международного инвестиционного холдинга SDVentures, и Вадимом Васильевым, доктором философских наук, заведующим кафедрой истории зарубежной философии МГУ им. М. В. Ломоносова.
Текст:Антон Солдатов
Новое на сайте
Тест: Кто вы из «Питера Пэна»?
Хозяин своей жизни: 8 аргументов в пользу одиночества
«Мать считает, что я должна жить с ней и отдавать ей половину дохода»
Москвичка убила своего 10-месячного ребенка: может ли послеродовая депрессия спровоцировать трагедию?
Трудоголизм и лудомания: 6 видов современных поведенческих зависимостей — проверьте себя
Обратная сторона привилегий: от чего страдают красивые женщины — разбор с психологами
Мини-тест: Только 1 из 5 человек поймет, какие слова использованы неправильно
«Секса с парнем уже не хочу, но заставляю себя — он отказов не принимает. Как уйти?»
Сознание | Понятия и категории
Сознание — одна из ключевых категорий как в объектоцентристской, так и в субъектоцентристской мировоззренческих версиях о Человеке. В объектоцентризме сознание есть инструмент, посредством которого человек отражает внешний мир. Сознание — гносеологическая производная от онтологии внешнего объективного мира, хотя и составляет субъективную основу внутреннего мира Человека. В субъектоцентризме сознание не столько отражает, копирует, сколько творит и воспроизводит внешний мир.
Tags:
Философия
Психология
ТЕОРИЯ СОЗНАНИЯ. Приписывание животными (и человеком) другим особям различных состояний сознания и использование таких атрибуций для объяснения, прогнозирования и манипулирования их поведением. В частности, показано, что шимпанзе обладают теорией сознания: они способны на продуманный обман, который, по-видимому, опирается на понимание желаний, эмоций и намерений других особей, например их дрессировщиков.
Tags:
Психология
СОЗНАНИЕ – состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. Сознание противопоставляется бессознательному в разных его вариантах (неосознаваемое, подсознание и т. д.). Сознание – одно из центральных понятий классической западной философии. Из определенного понимания сознания исходили также науки о человеке, в частности, психология. Вместе с тем осмысление сознания было связано с значительными трудностями. В конце 19 века биолог Т. Гексли даже выразил мнение о том, что природа сознания в принципе не поддается научному исследованию. Многие психологи в 19–20 веках ( В. Вундт и др.) считали, что научно исследовать можно только отдельные явления сознания, что же касается его сущности, то она не может быть выражена, хотя сознание субъективно дано в переживании. Между тем философы пытались анализировать его природу и сформулировали следующие концепции сознания…
Tags:
Философия
ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ — совокупность представлений, присущих обществу в целом и составляющим его сегментам в отдельности, о своём прошлом и прошлом всего человечества. Историческое сознание находится в близкой связи с историческим познанием. Каждая социальная и экономическая общность обладает известным комплексом исторических представлений о своём происхождении, важнейших событиях и деятелях собственного прошлого, их соотношении с историей других общностей и всего человечества.
Tags:
История
СОЗНАНИЕ — одна из основных категорий философии, социологии, общей и социальной психологии. Высшая форма психической деятельности человека, состоящая в осознании себя в качестве субъекта своих переживаний, мыслей и действий, в выделении себя из окружающего мира, в способности планировать и контролировать свои действия и предвидеть их последствия. Сознание — отражение окружающего мира и функция человеческого мозга.
Tags:
Философия
СОЗНАНИЕ — одно из основных понятий философии, психологии и социологии, обозначающее высший уровень психической активности человека, проявляющийся в способности активно отражать (постигать) реальное бытие в чувствах, художественных и словесных образах, понятиях, теориях, мифах, религиозных догматах и т. д. Своеобразие этой активности заключается в том, что она предвосхищает активность практическую, придавая действиям человека целенаправленный характер. Благодаря сознанию, человек, в отличие от животных, всегда готов к осмысленным, контролируемым действиям, направленным на бытие и на самого себя…
Tags:
Философия
Психология
Сознание. Под сознанием я разумею отнесенность психических содержаний к нашему это (см.), поскольку эго ощущает эту отнесенность, как таковую. Отношения к эго, поскольку они, как таковые, им не ощущаются, остаются бессознательными (см. бессознательное). Сознание есть функция или деятельность, поддерживающая связь между психическими содержаниями и эго. Сознание для меня не тождественно с психикой, ибо психика представляется мне совокупностью всех психических содержаний, из которых не все непременно связаны прямо с эго, т. е.
Tags:
Психология
СОЗНАНИЕ — традиционно — одно из фундаментальных понятий философии, психологии, социологии, которое противостоит — в контексте субъект-объектной оппозиции (см. Бинаризм) понятию Бытия как субъективное — объективному. В рамках материалистической традиции (см. Отражение) понятие «С.» характеризует важнейший системный компонент человеческой психики. Функционирование С. обеспечивает человеку возможность вырабатывать обобщенные знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и разрабатывать планы, предваряющие его деятельность в природной и социальной среде, регулировать и контролировать эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью, определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования.
С. представляет собой внутренний мир чувств, мыслей, идей и других духовных феноменов, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и принципиально не могут стать объектами предметно-практической деятельности ни самого сознающего субъекта, ни других людей. В этом онтологическом аспекте бытие, существование С. выражается понятиями «субъективная реальность», «идеальное». В аксиологическом аспекте категория идеального выражает ценностное отношение к действительности…Tags:
Философия
СОЗНАНИЕ — предельно широкая философская категория, выражающая способ «обнаружения» человеком себя в мире. С. — это способ человеческого бытия, отличный как от психики животных, так и от божественного Логоса. В предельно широком смысле содержание С. включает всё богатство человеческой субъективности — познавательную деятельность, эмоции, оценки, цели, идеалы, ценности, нормы и т. п. В таком понимании С. близко понятию идеального.
Tags:
Философия
СОЗНАНИЕ (CONSCIENCE). Одно из самых трудных для определения слов — возможно, потому, что всякое определение апеллирует к сознанию и подразумевает сознание. Сознание — это своего рода отношение себя к себе, но не имеющее ничего общего ни с адекватностью (не всякое сознание есть знание; бывает и ложное сознание), ни с тождественностью (иметь самосознание — не то же самое, что быть собой), ни с инаковостью (сознание существует только для себя). Попробуем сказать, что сознание — это присутствие в себе духа или души, своего рода мысли, способной к самоосмыслению.
Tags:
Философия
Страницы
- 1
- 2
- следующая ›
- последняя »
Множество измерений сознания
Сознание — сложное явление, включающее множество измерений.
Источник: ShooInau/Pixabay
Осведомленность
Что вы знаете прямо сейчас? Есть ли шум с улицы снаружи? Может быть, запах соседней чашки кофе? Или, может быть, яркость экрана, на котором вы это читаете, или чернила и бумага, на которых это напечатано?
Ключевая часть нашего человеческого опыта состоит в том, чтобы осознавать окружающий мир, а также осознавать свое тело и свой разум: чувствовать, когда мы голодны или испытываем боль, испытывать ряд эмоций и осознавать наши собственные мысли. Мы можем размышлять и планировать, решать проблемы, извлекать информацию и ностальгически переживать прошлый опыт. Осознание занимает центральное место в том, что мы называем сознанием, но, как мы вскоре увидим, далеко не единственный фактор.
Отсутствие сознания — верный признак того, что кто-то без сознания (именно поэтому проверка на реакцию — один из начальных шагов при оказании первой помощи). Анестезия делает хирургического пациента бессознательным, потому что она лишает сознания — как внешнего мира, так и, что особенно важно, любых внутренних ощущений, таких как боль. Менее крайним случаем является сонливость, которая снижает осознанность, но не устраняет ее полностью.
Но вот загадка: во многих состояниях наше восприятие окружающего может быть серьезно нарушено, хотя, возможно, оно все еще остается в сознании. Пример находится в состоянии flow , что означает полное погружение в увлекательное и приятное занятие. Многие сообщают, что состояния потока являются одним из самых значимых переживаний в их жизни, а также говорят о том, что они гиперсознательны, даже когда внешнее осознание снижается. Исследования показывают, что состояния потока снижают осознанность (Sadlo, 2016) и что снижение самосознания является ключевым аспектом входа в состояние потока (Nakamura & Csikszentmihalyi, 2002).
Сновидение представляет собой противоположную проблему: мы можем хорошо осознавать переживания сна, но не иметь многих других аспектов, обычно связанных с сознанием, когда мы спим. Мы редко можем контролировать то, что происходит в наших снах, мы просто увлекаемся. Помимо отсутствия стратегического контроля, даже способность анализировать то, что мы осознаем, кажется нарушенной (вещи, которые кажутся вполне понятными во сне, могут показаться совершенно абсурдными, когда мы думаем о них позже в состоянии бодрствования).
Из этого мы можем видеть, что осознание не бинарно, а движется по спектру от гиперсознания через сонливость к полному несознанию (например, под анестезией). Эти примеры также показывают, что хотя сознание и осознание явно связаны, это не одно и то же. Сознание имеет множество измерений, и осознание — лишь одно из них — отдельный феномен, являющийся ключом к одному конкретному аспекту: сознательному содержанию.
Осознание имеет спектр и тесно связано с сознанием, но не идентично.
Источник: Damian K. F. Pang
Бодрствование и возбуждение
Осознанность трудно оценить снаружи, поэтому в медицинских учреждениях бодрствование часто используется как мера сознания (подробнее см. «Что такое сознание»). ?»). Простая форма оценки бодрствования — проверить, может ли человек открыть глаза и есть ли основные рефлексы, такие как кашель и глотание (Национальная служба здравоохранения, 2022). Хотя это и полезно, это упрощенный подход.
Бодрствование само по себе многомерно. Ключевым из них является возбуждение , которое описывает уровень бдительности, внимательности и готовности к действию (Lecea et al., 2012). По сути, возбуждение описывает, насколько наши физиологические и психологические системы готовы к действию: общую оперативную готовность. Точно так же, как и осознание, возбуждение не бинарно, а имеет спектр уровней — от чрезмерного возбуждения, когда мы сталкиваемся с опасностью, до глубокого сна, когда системам требуется некоторое время для загрузки даже после пробуждения (это называется 9). 0015 инерция сна ).
Возбуждение и бодрствование являются ключевыми компонентами сознания и входят в спектр.
Источник: Damian K. F. Pang
Упрощенная модель
Используя бодрствование и осознанность, мы можем создать упрощенную модель сознания, которую можно представить в виде двухмерного пространства. Большинство обычно происходящих событий движутся по диагональной линии, что означает, что бодрствование и осознание увеличиваются или уменьшаются примерно одинаково — например, когда мы переходим от сознательного бодрствования через сонливость ко сну. Однако есть государства, которые не следуют этому правилу. Хорошим примером являются сновидения, когда у нас высокий уровень осознания, но очень низкий уровень бодрствования.
Упрощенная модель отслеживает сознание по измерениям сознания и бодрствования/возбуждения.
Источник: Damian K. F. Pang
Слишком упрощенно? Много недостающих измерений
Эта модель может помочь нам понять и классифицировать различные состояния сознания и объяснить, как сознание связано с осознанием и бодрствованием, но отличается от них. Однако эта модель сильно упрощает многие сложности, связанные с сознанием (Pang, 2023). Осознание само по себе не является одномерной сущностью. Например, когда мы поглощены какой-то задачей, мы можем быть сверхосознанными во всем, что связано с этой задачей, но можем не замечать ничего другого, что происходит вокруг нас или внутри нас (вот почему мы можем даже забыть поесть или поесть). не замечать людей, входящих в комнату). И наоборот, боль может заставить нас чрезмерно осознавать определенную область нашего тела и не позволит нам сосредоточиться на задаче.
В обоих случаях некоторые аспекты сознания исключительно высоки, в то время как другие не сильно отличаются от тех, кто спит. Другим недостающим аспектом является модальность осознания: сильный запах может заставить нас внезапно осознать наше обоняние, которое мы, возможно, полностью игнорировали до этого момента. Даже если мы не осознавали никаких запахов до того, как почувствовали этот неприятный запах, это не означает, что мы были без сознания или даже менее сознательны. Очевидно, что для того, чтобы быть сознательным, не требуется осознавать все наши чувства. Это всего лишь несколько примеров, и этот список можно значительно расширить, включив в него бодрствование и возбуждение. Дело в том, что эта модель является полезным представлением, но не точным описанием сознания.
Заключение
Сознание — сложная и до сих пор во многом загадочная концепция, которую невероятно трудно полностью описать и измерить. Осознание, бодрствование и возбуждение напрямую связаны с сознанием, но сами по себе не тождественны сознанию. Есть состояния сознания, которые характеризуются высокой осознанностью, но низким уровнем бодрствования, и наоборот. Нанесение этих двух измерений на график служит полезной иллюстрацией сознания как двумерной конструкции. Хотя это и полезно, это грубое упрощение многих связанных с этим сложностей и нюансов и не включает многие другие измерения, составляющие загадочную вещь, которую мы называем сознанием (см. «Что такое сознание?»).
Настоящая проблема сознания
Для сознательного существа есть нечто похожее на то, чтобы быть этим существом. Есть что-то похожее на меня, что-то на то, чтобы быть тобой, и, возможно, что-то на то, чтобы быть овцой или дельфином. Для каждого из этих существ происходят субъективные переживания. Это похоже на то, чтобы быть мной. Но почти наверняка нет ничего похожего на то, чтобы быть бактерией, травинкой или игрушечным роботом. Для этих вещей (предположительно) никогда не происходит никакого субъективного опыта: ни внутренней вселенной, ни осознания, ни сознания.
Этот способ изложения наиболее тесно связан с философом Томасом Нагелем, который в 1974 году опубликовал ставшую уже легендарной статью под названием «Каково быть летучей мышью?» в котором он утверждал, что, хотя мы, люди, никогда не сможем испытать опыт летучей мыши, тем не менее, для летучей мыши будет что-то похожее на то, чтобы быть летучей мышью. Эта статья является одной из самых влиятельных во всей философии сознания.
Чтобы организм был сознательным, он должен иметь для себя какую-то феноменологию. Любой опыт — любое феноменологическое свойство — имеет такое же значение, как и любое другое. Везде, где есть опыт, есть феноменология; и везде, где есть феноменология, есть сознание — есть опыт. Существо, возникающее лишь на мгновение, будет сознательным до тех пор, пока есть что-то, на что оно похоже, даже если все, что происходит, — это мимолетное чувство боли или удовольствия.
Мы можем с пользой провести различие между феноменологическими свойствами сознания и его функциональными и поведенческими свойствами. Они относятся к ролям, которые сознание может играть в работе нашего разума и мозга, а также к поведению, на которое способен организм благодаря сознательному опыту. Хотя функции и поведение, связанные с сознанием, являются важными темами, это не лучшее место для поиска определений. Сознание — это прежде всего субъективный опыт — это феноменология.
Это может показаться очевидным, но так было не всегда. В разное время в прошлом сознание путали с владением языком, интеллектом или проявлением определенного поведения. Но сознание не зависит от внешнего поведения, как это видно во время сновидений и у людей, страдающих состояниями полного телесного паралича. Считать, что язык необходим для сознания, означало бы утверждать, что младенцы, взрослые, потерявшие языковые способности, и большинство, если не все нечеловеческие животные, лишены сознания. А сложное абстрактное мышление — это лишь небольшая часть — хотя, возможно, и характерно человеческая часть — сознания.
Некоторые выдающиеся теории в науке о сознании продолжают отдавать предпочтение функциям и поведению, а не феноменологии. Важнейшей из них является теория «глобального рабочего пространства», которая в течение многих лет разрабатывалась психологом Бернардом Баарсом и нейробиологом Станисласом Дехане. Согласно этой теории, ментальное содержание (восприятие, мысли, эмоции и т. д.) становится сознательным, когда оно получает доступ к «рабочему пространству», которое — анатомически — распределяется по лобным и теменным областям коры.
Другая известная теория, называемая теорией «мышления более высокого порядка», предполагает, что ментальное содержание становится сознательным, когда существует когнитивный процесс «более высокого уровня», который каким-то образом ориентирован на него, делая его сознательным. В этой теории сознание тесно связано с такими процессами, как метапознание — что означает «познание о познании», — которое снова ставит функциональные свойства выше феноменологии. Как и теория глобального рабочего пространства, теории мышления более высокого порядка также делают упор на лобные области мозга как на ключевые для сознания.
Хотя эти теории интересны и влиятельны, обе они выдвигают на первый план функциональные и поведенческие аспекты сознания, тогда как подход, который я выберу, начинается с феноменологии — с самого опыта — и только оттуда можно что-то сказать о функциях и поведении.
Определение сознания как «любого вида субъективного опыта», по общему признанию, простое и даже может показаться тривиальным, но это хорошо. Когда сложное явление изучено не полностью, преждевременно точные определения могут ограничивать и даже вводить в заблуждение. История науки много раз демонстрировала, что полезные определения развиваются в тандеме с научным пониманием, служащие опорами для научного прогресса, а не отправной точкой или самоцелью. Например, в генетике определение «гена» значительно изменилось по мере развития молекулярной биологии. Точно так же, как развивается наше понимание сознания, его определение — или определения — тоже будут развиваться. Если пока мы примем, что сознание относится прежде всего к феноменологии, то мы можем перейти к следующему вопросу.
Как возникает сознание? Как сознательный опыт связан с биофизическими механизмами внутри нашего мозга и нашего тела? Как на самом деле они связаны с вихрем атомов, или кварков, или суперструн, или с чем бы то ни было, из чего в конечном счете состоит вся наша Вселенная?
Классическая формулировка этого вопроса известна как «сложная проблема» сознания. Это выражение было придумано австралийским философом Дэвидом Чалмерсом в начале 1990-х годов, и оно уже давно определило повестку дня большей части науки о сознании. Чалмерс противопоставляет эту сложную проблему сознания так называемой «легкой проблеме» — или легким проблемам, — которые имеют отношение ко всем вещам, которые мозг (и тело) может выполнить, и которые не нуждаются в какой-либо отсылке к сознанию — и поэтому попадают в рамки нормальная сфера деятельности науки, какой мы ее знаем.
Корни трудной проблемы уходят корнями в древнюю Грецию, возможно, даже раньше, но они особенно заметны в произведенном Рене Декартом в семнадцатом веке разделении вселенной на материю, res cogitans, и материю, res extensa. Это различие положило начало философии дуализма и с тех пор сделало все дискуссии о сознании сложными и запутанными.
Я предпочитаю точку зрения на сознание, известную как физикализм (также часто называемый материализмом): это идея о том, что вселенная состоит из физической материи и что состояния сознания либо идентичны, либо каким-то образом возникают из конкретных структур этой физической материи. вещи. Вопрос, конечно, как?
Теперь мы готовы встретиться с тем, что я называю настоящей проблемой сознания. Это способ мышления о науке о сознании, который формировался для меня в течение многих лет, ассимилируя и опираясь на идеи многих других.
Согласно реальной проблеме, первичными целями науки о сознании являются объяснение, предсказание и контроль феноменологических свойств сознательного опыта. Это означает объяснение, почему конкретный сознательный опыт такой, какой он есть, почему он обладает феноменологическими свойствами, которыми он обладает, с точки зрения физических механизмов и процессов в мозге и теле. Эти объяснения должны позволить нам предсказать, когда произойдут определенные субъективные переживания, и дать возможность контролировать их, вмешиваясь в лежащие в их основе механизмы. Короче говоря, решение реальной проблемы требует объяснения того, почему конкретный паттерн мозговой активности — или другого физического процесса — сопоставляется с определенным видом сознательного опыта, а не просто установления того, что это так.
Настоящая проблема отличается от сложной, потому что она не связана — по крайней мере, в первую очередь — с объяснением того, почему и как сознание вообще является частью вселенной. Он не охотится за особым соусом, который может волшебствовать сознание из простого механизма (или наоборот). Она также отличается от простой задачи (задач), поскольку фокусируется на феноменологии, а не на функции или поведении. Он не заметает субъективные аспекты сознания под ковер.
Источник: Shutterstock Image ID 678583375
Объяснение, предсказание и контроль.