Сенсорно-перцептивные процессы «Виды восприятия» Восприятие — психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Результат восприятия – всегда образ предмета. Не беря в руки предмет, мы не только видим его, но и ощущаем его вес, объем, если это металл-холод его. Все эти ощущения обобщаются в единый образ данного предмета. В формировании восприятия объекта, элементами которого являются ощущения, возникающие от разных свойств этого объекта, большое значение имеют также память и мышление.
Основные качества восприятия
Восприятие не всегда дает абсолютно верное представление о предметах окружающего мира. Известны факты искажения отражения при восприятии, их называют иллюзиями восприятия. Иллюзии восприятия могут происходить в различных модальностях. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Зрительные иллюзии (обманы зрения) – ошибки восприятия, возникающие при отражении некоторых пространственных свойств предметов (длин отрезков, величин предметов и углов, расстояний между предметами, формы) и движения. Иллюзии в области зрения чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Можно выделить следующие виды зрительных иллюзий: Иллюзии, так или иначе связанные с особенностями строения глаза. Примером могут служить иллюзии, являющиеся результатом эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке и выражающиеся в том, что белые (и вообще светлые) предметы кажутся нам большими по сравнению с равными им черными (темными) предметами. Так, белый квадрат на черном фоне кажется больше одинакового с ним черного квадрата на светлом фоне (рис. 2 а). 2. Переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве между собой. Высота фигуры, изображенной на рисунок 2 б, кажется большей, чем ее ширина, хотя в действительности фигура имеет форму квадрата. Перпендикуляр воспринимается большим по длине, чем горизонтальное основание его, хотя в действительности они равны. Всякое заполненное отдельными объектами расстояние кажется больше незаполненного. Причем расстояние, заполненное поперечными линиями, удлиняется больше, чем расстояние, заполненное продольными линиями. Иллюзии, обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны (рис. 2 в). Кружки одинакового размера кажутся разными в зависимости от окружения: кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших кружков. 4. Перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части. Мы воспринимаем видимую фигуру, каждую отдельную часть ее не изолированно, а всегда в известном целом. В иллюзии Мюллера Лайэра прямые линии, заканчивающиеся углами, различно направленными кажутся неодинаковыми по длине (рис. 2 г). Возможны и обратные случаи зрительных иллюзий, когда из-за большего различия двух соседних частей возникает впечатление побочного различия фигур в целом. На рисунке 2 д изображены две одинаковые фигуры. Верхняя фигура кажется меньше нижней, поскольку нижняя сторона верхней фигуры явно меньше соседней с ней верхней стороны нижней фигуры.
5. Кажущееся искажение направления линий под влиянием других линий. Параллельные линии кажутся изогнутыми под влиянием пересекающих их других расходящихся линий (иллюзия Цельнера, рис. 2 е). Известна иллюзия излома прямой (рис. 2 ж). Отрезки прямой, пересекающие два вертикальных прямоугольника, воспринимаются отрезками одной той же прямой, а кажутся сниженными по сравнению с тем, как они должны были бы идти (иллюзии Поггендорфа). 6. Имеется ряд иллюзий, в основе которых лежит переоценка величии острых углов. На рис. 2 з приведены параллельные линии, составляющие с другими линиями острые. В силу иллюзорного преувеличения последних параллельные линии не кажутся параллельными. По той же причине круг кажется как бы втянутым в точках углов вписанного в него квадрата (рис. 2). Причины, вызывающие иллюзии, многообразны и недостаточно ясны.
Одни теории объясняют зрительные иллюзии действием периферических факторов (иррадиацией, аккомодацией, движениями глаз и т.д.), другие, напротив, – влиянием некоторых центральных факторов. Иногда иллюзии появляются вследствие действия особых условий наблюдения, например наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижных осях глаз. Ряд иллюзий обусловлен оптическим несовершенством глаза. Иллюзии можно наблюдать не только в области зрения, но и в других областях восприятия. Так, хорошо известна иллюзия тяжести А. Шарпантье. Эта иллюзия заключается, а в том, что если поднимать два одинаковых по весу, по внешнему виду, но различных по объему предмета, то меньший по размеру из этих предметов воспринимается человеком как более тяжелый и наоборот, предмет большего объема воспринимается как более легкий. В основе этой иллюзии лежит связь, образовавшаяся в жизни между весом (объемом) и величиной предметов: чем больше величина, тем больше и вес. А когда это ожидание не соответствует действительности, возникает контрастная иллюзия.
Рисунок 2 — Зрительные иллюзии В области осязания известна иллюзия Аристотеля. Если мы переложим взаимно два пальца — указательный и средний, станем этими переложенными накрест пальцами одновременно прикасаться к шарику или горошине (катать их), то будем воспринимать не один шарик, а два. Кроме иллюзий, которые являются результатом воздействия особенностей, присущих предметам, воспринимаемым в данный момент, можно наблюдать иллюзии, возникающие под влиянием непосредственно предшествующих восприятии. Таковы, например, контрастные иллюзии, наблюдающиеся при выработке «установки» по методу Узнадзе. Эти иллюзии заключаются в том, что после многократного восприятия сильно различающихся предметов (по весу, величине, объему и т.п.) равные в том же отношении предметы воспринимаются человеком как неравные: большим кажется предмет, находящийся на месте ранее воспринимаемого меньшего предмета, и т.д. Виды восприятия Восприятие времени – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в больших, полушариях головного мозга. В восприятии времени участвуют различные анализаторы; наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестетические и слуховые ощущения. И.М. Сеченов называл слух измерителем времени, а слуховую память — памятью времени. Субъективное восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний, которыми они были заполнены, и эмоциональным состоянием субъекта.
Восприятие пространства — чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей (их величины и формы), их пространственных отношений (расположения относительно друг друга и воспринимающего субъекта и в плоскости, и в глубину) и движений. В восприятии пространства участвуют все органы чувств человека. Ведущая роль в восприятии пространства принадлежит совместной деятельности зрительного, двигательного, кожного и вестибулярного анализаторов. Наибольшую информацию о пространстве (до 95%) человеку дает зрение. Восприятие сложных звуков – процесс приема и переработки слуховым анализатором звуков сложного спектрального состава, как правило, меняющегося во времени по характерному для данного источника алгоритму. Мир сложных звуков отличается огромным разнообразием, однако в нем можно выделить некоторые группы с относительно общими признаками и принципами восприятия. К таким группам можно отнести: звуки синтетической среды (технических объектов), голосовые звуки и звуки речи, музыкальные звуки.
Восприятие устной речи – одна из высших психических функций человека. Восприятие устной речи является внутренней психической стороной такого вида речевой деятельности, как слушание (аудирование). Речевое восприятие — неоднородный процесс. В этом процессе с генетической и функциональной точки зрения могут быть выделены уровни различения и узнавания. С точки зрения характера «обработки» речевого сигнала выделяются сенсорный, перцептивный и смысловой уровни восприятия так, в процессе восприятия устного речевого сообщения на сенсорном уровне осуществляется акустический анализа и выделение звуков в составе слова, которое узнается на перцептивном уровне восприятия. На смысловом уровне устанавливается смысл предложения и всего сообщения в целом. Восприятие человека человеком – процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения. Этот процесс включает в себя все уровни психического отражения, начиная от ощущения и кончая мышлением. В этом смысле процесс восприятия человека человеком подчиняется общим закономерностям психического отражения, несмотря на своеобразие объекта восприятия, которое определяется его особой социальной значимостью в ряду других предметов окружающего человека мира. Особая социальная значимость человека как объекта восприятия выводит его на первое место в процессе узнавания среди других объектов. При восприятии нового для себя человека главное внимание субъект уделяет таким особенностям внешности, которые являются наиболее информативными в отношении психических свойств личности, – экспрессии лица и выразительным движениям тела. Доминирующими элементами человеческого лица как комплексного раздражителя являются волосы (прическа) и глаза. В процессе восприятия человека человеком формируются представления людей друг о друге, умение определять черты характера, способности, интересы, эмоционально-динамические особенности, профессии людей и т. д. Первое место среди этих особенностей занимает профессиональная характеристика личности как наиболее значимая в социальном отношении. Осознание профессиональной характеристики формирует более устойчивое отношение к личности по сравнению с первым впечатлением, которое складывается на основе оценки привлекательности внешнего облика.
|
Вопрос 5. Виды восприятия
1) Классификация по ведущему анализатору в восприятии
В зависимости от анализаторов различают следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, обоняние, вкус, кинестезию. В каждом из этих видов восприятия участвуют двигательные ощущения.
2) Классификация по форме существования отражаемой в восприятии материи
По форме существования отражаемой в восприятии материи выделяют сложные формы восприятия — восприятие времени, движения и пространства.
Восприятие времени. Это отражение длительности и последовательности явлений и событий. Чувство времени не врожденное, оно развивается в процессе накопления опыта. Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека. Ритм в работе сердца, ритмическое дыхание, ритмический характер жизни влияют на выработку рефлексов на время.
Восприятие движений. Это восприятие пространственно-временного перемещения. Воспринимаются различные стороны движения: форма, направление, скорость, размах. Процесс восприятия движения начинается всегда с общего восприятия совершаемого действия, затем происходит дифференцирование сложного действия на отдельные элементы.
Восприятие пространства. Здесь различают восприятие величины, формы, объемности, глубины или удаленности предметов. Восприятие величины и формы предметов обусловлено совместной деятельностью зрительных, мышечно-двигательных и осязательных ощущений.
3) Классификация по степени целенаправленности деятельности личности
Восприятие бывает непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). Первый вид может быть вызван яркостью, необычностью окружающих предметов или соответствием этих предметов интересам личности. Здесь нет заранее поставленной цели, нет волевой активности. Второй вид регулируется целью, поставленной задачей, волевой активностью.
4) Сознательное и подсознательное восприятие
Сознательное восприятие: сигнал достаточно сильный и он доходит до сознания. Подсознательное восприятие: сигнал слабый и сообщение не доходит до сознания. Такие сигналы поступают в мозг и перерабатываются низшими центрами мозга (подпороговое восприятие), не доходя до коры мозга и не осознаваясь человеком. Но, накапливаясь, эта информация способна влиять на поведение человека.
5) Классификация восприятий по видам деятельности
Выделяют художественное восприятие, техническое, музыкальное и другие виды.
6) Восприятие внешненаправленное и внутренненаправленное
Восприятия бывают внешненаправленными (восприятие предметов и явлений внешнего мира) и внутренненаправленными (восприятие собственных мыслей и чувств).
7) Классификация по продолжительности перцептивного процесса
По продолжительности перцептивного процесса восприятие может быть симультанное – одномоментное и сукцессивное – развернутое во времени.
Вопрос 6. Нарушение восприятия. Иллюзии восприятия
Нарушение восприятия возникает при резком физическом или эмоциональном переутомлении, происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям: дневной свет ослепляет, звуки оглушают, запахи вызывают раздражение, прикосновения кажутся более грубыми. Видения могут быть с постоянным содержанием (стабильные галлюцинации) и с меняющимся содержанием (сценоподобные галлюцинации). Могут быть одиночные галлюцинации (один образ) и множественные.
Выделяют псевдогаллюцинации – образы проецируются во внутреннее пространство: голоса звучат внутри головы и т.д., они могут быть тактильные, вкусовые, зрительные, звуковые, кинестетические.
От галлюцинаций следует отличать иллюзии восприятия. Обязательное наличие подлинного объекта, хотя и воспринимаемого ошибочно, — главная особенность иллюзий. Иллюзия – это искаженное восприятие реально существующей действительности. Обычно иллюзии разделяют на аффективные, вербальные (словесные), парейдолические.
Аффективные (аффект – сильное кратковременное эмоциональное возбуждение) иллюзии чаще всего обусловлены страхом, подавленностью. В таком состоянии прохожий покажется бандитом. Вербальные иллюзии – ложное восприятие содержания реально происходящих разговоров окружающих, человеку кажутся скрытые угрозы, издевательства. Парейдолические иллюзии вызываются снижением тонуса психической деятельности, общей пассивностью. Узоры на обоях, трещины на потолке, светотени воспринимаются как яркие картины, сказочные герои, чудовища и прочее.Иллюзии могут вызываться следующими причинами. Физические причины: восприятие ложки в стакане чая, кажущейся изломанной. Физиологические причины: если надавить сбоку на глазное яблоко, то предмет, на который мы смотрим, раздвоится. Психологические причины: искажения, возникающие вследствие контраста: серый предмет на белом фоне кажется более темным, чем на черном фоне.
Контрольные вопросы
Дайте определение понятия «восприятие».
Что является физиологической основой восприятия?
Каковы функции восприятия?
Объясните, в чем заключаются отличия восприятия от ощущения.
Приведите примеры, характеризующие свойства восприятия.
Охарактеризуйте особенности своего восприятия.
Что такое восприятие?
Поделись этим: Фейсбук Логотип Facebook Твиттер Логотип Твиттера Реддит Логотип Reddit LinkedIn Логотип LinkedIn WhatsApp Логотип WhatsApp
Восприятие, по словам Иоланды Уильямс, профессора психологии; можно определить как наш способ распознавать и интерпретировать информацию, которую мы собрали с помощью наших органов чувств. Это также включает в себя то, как мы реагируем на определенную ситуацию с данной информацией (Уильямс). Психология изучает поведение и психические процессы (Милнс). Восприятие связано с психологией, потому что, как обсуждалось в примечаниях, психология — это изучение поведения и психических процессов, а восприятие — это то, как мы реагируем на ситуации.
Другими словами, наше поведение по отношению к этой ситуации.Другое слово, которое часто ассоциируется с восприятием, — ощущение. Однако они часто используются взаимозаменяемо; ощущение — это процесс переоценки информации из мира в мозг (AlleyDog). Мы используем наши чувства, чтобы обнаруживать и распознавать что-то, что затем позволяет нам обрабатывать информацию и обнаруживать эмоции и реагировать на ситуацию, которую мы видим, что является восприятием.
Существует два типа теорий восприятия : теория самовосприятия и теория когнитивного диссонанса. Существует множество теорий о различных субъектах восприятия. Существуют также расстройства, связанные с восприятием, даже если вы можете думать, что восприятие — это просто точка зрения человека.
Во-первых, теория самовосприятия , вдохновленная анализом Б. Ф. Скиннера, заключается в том, что люди начинают «узнавать» или лучше понимать свои собственные отношения, эмоции и другие личные состояния, в основном, делая выводы о них, наблюдая за собственным поведением и/ или ситуации, в которых происходит это поведение. Одним из примеров может быть человек, который описывает «бабочек в животе». Мы все идентифицировали это чувство для себя, для себя (Бем).
Получить помощь с вашим эссе
Если вам нужна помощь в написании эссе, наша профессиональная служба написания эссе всегда готова помочь!
Служба написания эссеТеория когнитивного диссонанса состоит в том, что человек имеет две мысли, противоречащие друг другу. Например, человек, который думает, что есть сахар вредно для вас, но затем продолжает есть сахар, потому что считает, что отказ от сахара ничего не изменит, поэтому ничто не изменит текущее состояние здоровья человека. Эти мысли противоречивы, почти лицемерны. По словам Леона Фестингера, наличие диссонанса вызывает у человека психологический дискомфорт, что затем позволяет ему пытаться оставаться постоянным в своих мыслях. Кроме того, в то время как человек хочет стать последовательным, он будет стараться избегать ситуаций, включающих этот предмет, вызывающий диссонанс (Фестингер).
Как и другие вещи в психологии, за восприятием стоит много научных исследований. Одна вещь связана со светом и нашими глазами. Когда вы смотрите в зеркало, свет отражается от вашего лица, затем от зеркала, а затем попадает в ваши глаза. Затем ваши глаза поглощают всю эту энергию и преобразуют ее в нейронные сообщения, которые ваш мозг обрабатывает и организует в то, что вы на самом деле видите. Как люди, мы видим только небольшую часть полного спектра электромагнитного излучения, который варьируется от гамма до радиоволн (Дженкинс, Ощущение и восприятие).
Наши глаза воспринимают то, что мы видим, исходя из длины и амплитуды волн. Длина волны и частота определяют их оттенок, например, короткие волны и высокие частоты пропускают голубоватые цвета, тогда как длинные волны и низкие частоты пропускают красноватые цвета. Амплитуда определяет интенсивность или яркость. Большие амплитуды — это яркие цвета, а малые амплитуды — тусклые цвета (Дженкинс, Ощущение и восприятие).
Пройдя через зрачок и роговицу, свет попадает на прозрачный диск за зрачком, называемый хрусталиком. Это фокусирует световые лучи в определенные изображения, которые проецируются на сетчатку. Сетчатка — это внутренняя поверхность глазного яблока, содержащая все рецепторные клетки, которые начинают воспринимать эту визуальную информацию. Достигнув ганглиозных клеток, хвосты аксонов образуют нитевидный зрительный нерв через таламус к зрительной коре головного мозга, расположенной в затылочной доле (Дженкинс, «Воспринимать значит верить»). Это позволяет нам видеть вещи в мире.
Примером нашего восприятия вещей, на которые мы смотрим, и того, как оно может различаться в зависимости от человека, может служить Платье. Платье, которое за одну ночь стало интернет-феноменом, потому что люди не могли договориться о том, какого оно цвета. Некоторые люди клялись, что видели белое платье с золотым кружевом, а другие видели синее платье с черным кружевом. Ученые изучили платье и пришли к выводу, что разное восприятие цвета связано с ожиданием того, что платье будет выглядеть одинаково при разном освещении, что объясняет постоянство цвета.
Оливер Сакс, известный врач, профессор и автор необычных тематических исследований, считается выдающимся человеком благодаря своей работе; однако не может выполнить простую задачу, например, узнать себя в зеркале. У него форма прозопагнозии, неврологического расстройства, которое ухудшает способность человека воспринимать или распознавать лица. Это также известно как лицевая слепота. Он может воспринимать другую информацию, например собственный почерк или книгу на полке, но не в состоянии распознать близкого друга в толпе. Его веретенообразная извилина, которая, как считается, играет решающую роль в восприятии лица, работает со сбоями. Многие исследования показывают, что другие части мозга, такие как затылочная доля и миндалевидное тело, также играют ключевую роль в развитии этого расстройства (Jenkins, Sensation & Perception).
Другим расстройством, связанным с восприятием, является стойкое галлюциногенное расстройство восприятия. Согласно DSM 5, это психическое расстройство, которое сильно отличается от палинопсии, которая является медицинским расстройством. Палинопсия заставляет людей видеть повторяющиеся изображения даже после того, как стимул ушел. При постоянном восприятии галлюциногена человек видит более интенсивные отвлекающие факторы или помехи, чем человек с нормальным зрением. Это нормально смотреть на что-то яркое и видеть световые частицы, называемые плавающими помутнениями. Человек с галлюциногеном испытывает более высокие частоты, и это мешает его повседневной жизни. Примером человека с этим расстройством может быть то, что ему может быть трудно назвать цвета или определить разницу между ними. Еще одна проблема, с которой они могут столкнуться, заключается в том, что во время чтения слова и буквы могут перемещаться по странице (Джозеф).
На восприятие часто влияют или даже искажают наши ожидания, опыт, настроение и иногда культурные нормы. Здесь в дело вступает разум, а не только мозг. Мы даже можем обмануть самих себя из-за наших ожиданий. Наши глаза играют роль в восприятии информации нашим мозгом, но на самом деле наш разум обладает наибольшей силой. Наш набор восприятия — это психологические факторы, которые определяют, как мы воспринимаем окружающую среду. Например, на наше восприятие может влиять наше настроение. Люди часто говорят, что холм круче, когда слушаешь депрессивную музыку и идешь в одиночестве, однако он будет казаться менее крутым, если ты слушаешь поп-музыку или веселую мелодию и гуляешь с другом (Дженкинс, Воспринимать значит верить).
Отношение фигуры к фону — это организация поля зрения на объекты, которые выделяются из своего окружения. Например, очень распространенное черно-белое изображение то ли вазы, то ли двух лиц. Это может быть белая ваза на черном фоне или два лица на белом фоне. Если вы будете смотреть достаточно долго, ваше восприятие будет переключаться между ними, в результате чего фигура и фон также будут меняться. Иногда ваза — это фигура, а черный — фон, тогда как лица — это фигура, а белый — фон. Другой пример, если вы находитесь в толпе людей и пытаетесь слушать определенного человека через всю комнату. Вы слышите только то, что говорит этот человек, что делает человека фигурой. В то время как все вокруг вас, кто говорит, — это земля (Дженкинс, «Воспринимать — это верить»). Другой частью восприятия является близость. Это пример того, что нам нравится группировать близлежащие вещи вместе. Вместо того, чтобы видеть кучу случайных людей на вечеринке, мы склонны мысленно связывать людей, стоящих рядом друг с другом. Например, спортсмены в одном месте, правительственная команда в другом и т. д. (Дженкинс, Воспринимать значит верить).
Что-то еще важное для восприятия — восприятие глубины. Это способность видеть объекты в трех измерениях, хотя изображения, попадающие на сетчатку, двумерны. Восприятие глубины также помогает нам воспринимать расстояние и полную форму объектов. Мы используем бинокулярные сигналы, несоответствие сетчатки, которое зависит от использования двух глаз. Несоответствие сетчатки используется для восприятия глубины. Например, если вы держите указательные пальцы перед лицом и продолжаете смотреть за их пределы, у вас теперь четыре пальца вместо двух. Монокулярные сигналы, такие как интерпозиция и линейная перспектива, доступны только для любого глаза. Это помогает нам определить масштаб и расстояние до объекта, такие как относительная высота и размер, линейная перспектива, градиент текстуры и интерпозиция (Дженкинс, «Восприятие — это вера»).
Восприятие движения используется для определения скорости и направления движущегося объекта. Ваш мозг воспринимает движение в основном на основе представления о том, что уменьшающиеся объекты удаляются или отступают, а увеличивающиеся объекты идут четвертыми или приближаются. Однако ваш мозг легко может быть введен в заблуждение, когда дело доходит до движения. Например, кажется, что большие объекты движутся медленнее, чем маленькие, движущиеся с той же скоростью. Кроме того, организуя вещи по форме, глубине и движению, наше восприятие мира требует последовательности, что возвращает нас к теории когнитивного диссонанса. Перцептивное постоянство — это то, что позволяет нам постоянно распознавать объект независимо от его расстояния, угла зрения или движения. Даже если он может менять цвет, размер и форму в зависимости от условий. Например, мы все знаем, как выглядит чихуахуа, поэтому, если мы видим зеленую чихуахуа, мы все равно знаем, что это чихуахуа. Человек с противоречивыми убеждениями может попытаться сказать, что это не чихуахуа, потому что у него другой окрас, хотя он по-прежнему явно похож на чихуахуа (Дженкинс, «Воспринимать значит верить»).
Наш разум отвечает за большинство способов восприятия вещей. Наши глаза и наш мозг занимаются наукой, а наш разум решает, как мы будем воспринимать ощущения или собранные данные. Наш разум решает сохранить информацию из ощущений, которые мы испытываем, и оценивать их с точки зрения различных личных точек зрения.
Ссылки
AlleyDog. Ощущение и восприятие . 1998-2016 гг. Заметки о классе.
Бем, Дэрил Дж. Успехи экспериментальной социальной психологии Том. 6 . Нью-Йорк и Лондон: Academic Press, Inc., 1972. Профессор Стэндфордского университета.
Фестингер, Леон. Введение в теории когнитивного диссонанса . 1956.
Джозеф, Ларан. Галлюциногенное стойкое расстройство восприятия DSM-5 . 2016.
Льюис Таня. «Наука о платье». Живая наука (2016).
Милнс, Крис. Психология с отличием Период 8 Саманта Адельман. 2016. Заметки о классе.
Воспринимать значит верить . Реж. Ник Дженкинс. Перф. Хэнк Грин. 2014.
Ощущение и восприятие . Реж. Ник Дженкинс. Перф. Хэнк Грин. 2014.
Уильямс, Йоланда. Что такое восприятие? 2003-2016 гг. Глава 3.7 Заметки Уильямса.
Поделись этим: Фейсбук Логотип Facebook Твиттер Логотип Твиттера Реддит Логотип Reddit LinkedIn Логотип LinkedIn WhatsApp Логотип WhatsApp
Восприятие событий — Scholarpedia
Джеффри М. Закс (2008), Scholarpedia, 3(10):3837. | doi:10.4249/scholarpedia.3837 | редакция #72866 [ссылка/цитировать эту статью] |
Куратор: Джеффри М. Закс
Авторы:0,25 —
Роберт П. О’Ши
0,25 —Бенджамин Броннер
Рик ван дер Зван
Бернхард Хоммель
Ижикевич Евгений Михайлович
Дэниел Дж. Саймонс
Проф. Джеффри М. Закс, кафедра психологии и радиологии, Вашингтонский университет, Сент-Луис, Миссури
Входные данные для слуха, зрения и других органов чувств постоянны, динамичны и содержат огромные объемы данных каждую секунду. Однако человеческий сознательный опыт, по-видимому, сводится к управляемому количеству более или менее дискретных сущностей, в первую очередь «объектов» и «событий». Так же, как люди воспринимают мир как состоящий из таких объектов, как « стулья», «самолеты» и «собаки», люди воспринимают мир как состоящий из таких событий, как «покупка машины» или «разрезание торта» (Баркер, 19 лет). 63). Как для объектов, так и для событий восприятие включает «сегментирование» сущностей из их окружения, «распознавание» их как индивидуумов или экземпляров класса и выявление характеризующих их особенностей. Восприятие событий — это набор когнитивных механизмов, с помощью которых наблюдатели выбирают значимые пространственно-временные целостности из потока опыта, узнают их и определяют их характеристики.
Содержимое
|
Типы событий
Термин восприятие события охватывает ряд явлений, связанных с обработкой расширенной во времени динамической информации. В психологии внимание сосредоточено на событиях, которые относительно непродолжительны, на временной шкале от секунд до минут, и которые воспринимаются, а не, скажем, читаются (Zacks & Tversky, 2001). Было изучено несколько типов событий восприятия, отчасти отражающих различия в теоретической ориентации среди групп исследователей.
Один класс таких событий соответствует физическому взаимодействию между объектами. Мишотт (1946) изучал простые взаимодействия, при которых один объект приближается к другому объекту, который затем сам начинает двигаться или меняет направление своего движения. Мишотт охарактеризовал ряд условий, при которых последовательность создает впечатление, что один объект приводит в движение другой. Критические переменные включают близость объектов, когда второй объект начинает двигаться, время изменения движения и относительные скорости движения объектов.
Исследователи гибсоновской традиции охарактеризовали события, которые определяются изменениями в расположении поверхностей окружающей среды; к ним относятся переносы и повороты, столкновения, деформации поверхности (например, когда тело меняет позу) и нарушения поверхности (например, когда создается разрыв или дыра) (Gibson, 1979). Развертывание такого изменения имеет свою инвариантную структуру и образует пространственно-временную форму (Bingham & Wickelgren, 2008). Исследователи этой традиции изучали как неодушевленные события, такие как столкновение бильярдных шаров и падение камней в воду, так и простые действия живых существ, такие как потягивание и прыжки.
Совсем недавно исследователи типов событий, описанных Мишоттом и Гибсоном, начали изучать межсенсорные взаимодействия и их влияние на восприятие событий. Было показано, что как неодушевленные, так и одушевленные действия подвержены влиянию взаимодействия, скажем, визуальных и слуховых сигналов, очень часто для разрешения информации о событии, которая воспринимается неоднозначно только в пределах одного чувства. Например, Секулер показал, что взаимодействия между движущимися объектами, которые в противном случае были бы визуально неоднозначными, «разрешались» до столкновения, когда сочетались со слуховым сигналом, соответствующим столкновению, или «разрешались» до прохода, когда сочетались со слуховым сигналом, соответствующим близкому контакту. мисс (Секулер, Секулер и Лау, 19 лет)97).
Среди действий живых существ действия человека представляют собой особенно важный класс перцептивных событий. Исследователи изучили простые действия, такие как потягивание, шагание и указание, каждое из которых может представлять собой атомарную единицу для планирования действий и восприятия. Исследователи также изучили более сложные последовательные действия, особенно повседневную домашнюю деятельность, такую как мытье посуды, уборка и приготовление пищи. Понимание последовательной структуры в действии, по-видимому, особенно связано с пониманием наблюдателями целей акторов (Miller & Johnson-Laird, 19).76, гл. 2) и к семантическим знаниям о том, как события обычно разворачиваются во времени. Семантическое знание человека о повседневной деятельности известно как сценарий (Abelson, 1981), и появляется все больше свидетельств того, что знание того, как выполнить действие самостоятельно, влияет на восприятие этого действия другими (см. , например, Calvo-1981). Merino, Glaser, Grezes, Passingham, & Haggard, 2005).
Так же, как и в случае восприятия неодушевленных явлений, было показано, что восприятие живых существ зависит от межсенсорных взаимодействий. К ним относится иллюзия чревовещателя (Witkin, Wapner & Leventhal, 19).52), при котором на воспринимаемый пространственный источник звука влияют совпадающие визуальные изменения, и эффект Мак-Гурка (McGurk & MacDonald, 1976), при котором на восприятие фонем влияет одновременная визуальная информация о движениях лица говорящего.
Многие действия человека предполагают взаимодействие множества участников; то есть они социальные. Таким образом, многие сценарии включают представления ролей и отношений актеров. Социальные психологи широко изучали социальные события (например, Эббесен, 1980; Уайер и Радвански, 1999). Предварительное знание в виде сценариев (для событий) и стереотипов (для людей) оказывает большое влияние на восприятие происходящих событий наблюдателями. Другими важными переменными являются текущие цели наблюдателей, события, непосредственно предшествующие текущему событию, и планы наблюдателей на будущее.
Сегментация событий
Сегментация событий — это форма категориального восприятия, при которой интервалы времени выделяются как единицы и отделяются от других интервалов. Таким образом, это механизм гештальт-группировки: непрерывный поток деятельности разбивается на осмысленные целые (см. Принципы гештальта). Однако большинство исследований гештальт-группировки сосредоточено на группировке визуальных объектов. Сегментация событий изучалась с использованием явных показателей поведения и неинвазивных методов нейровизуализации (обзоры см. в Kurby & Zacks, 2008; Zacks & Swallow, 2007). Чтобы измерить поведенческую сегментацию событий, экспериментаторы попросили людей смотреть фильмы и нажимать кнопку всякий раз, когда заканчивается одно событие и начинается другое (Ньютсон, 19 лет).73). Инструкции могут быть изменены, чтобы попросить участников, например, определить мелкие или общие единицы деятельности. Следующая анимация показывает отрывок из фильма, который был сегментирован 16 наблюдателями на крупные и мелкие временные гранулы, с точками, идентифицированными как границы событий, отмеченными зелеными линиями.
Медиа:SegmentationDemoMovie2.mov
(авторское право Джеффри М. Закса, 2008 г.)
Эта задача использовалась с фильмами о повседневной домашней и офисной деятельности, с профессионально снятым кино и с простой анимацией. Он также использовался с устными рассказами, письменными рассказами и музыкой. Для всех этих стимулов наблюдатели демонстрируют хорошее согласие в отношении расположения границ событий. Мелкозернистые единицы имеют тенденцию иерархически группироваться в крупнозернистые единицы. Сегментация связана с более поздней памятью: моменты, которые идентифицируются как границы событий, как правило, лучше распознаются позже, и участники, которые сегментируют лучше, лучше справляются с последующими тестами памяти.
Неинвазивная нейровизуализация, особенно функциональная магнитно-резонансная томография, использовалась для изучения сегментации событий как части текущей когнитивной деятельности. Было обнаружено, что мозговая активность в задней и лобной коре временно возрастает в моменты времени, соответствующие поведенчески определенным границам событий (Zacks et al., 2001). Мозговая активность на границах событий отслеживает перцептивные и концептуальные особенности, связанные с сегментацией событий, включая движение, изменения в пространственном положении, изменения персонажей и объектов, а также переходы между движениями в музыкальных произведениях. Такие результаты показывают, что нейронные процессы, коррелирующие с сегментацией событий, являются неотъемлемой частью текущего восприятия и, как таковые, не зависят от наблюдателей, выполняющих преднамеренную задачу сегментации.
Распознавание событий
Помимо выделения отдельных событий из потока поведения, наблюдатели также распознают события как принадлежащие к классам. Распознавание событий тесно связано с сегментацией событий; это аналогично случаям распознавания речи и распознавания объектов (см. Также визуальное распознавание объектов). Индивидуация событий помогает их идентифицировать, а идентификация событий помогает их индивидуализировать. Для событий, определяемых действиями человека, распознавание событий может отвечать на более конкретный набор вопросов, чем просто «Что происходит?» К ним относятся:
- Какое действие выполняется?
- Кто актер, выполняющий действие?
- Какова цель этого действия?
Исследования традиций Мишотта и Гибсона показали, что многие категории событий могут быть идентифицированы на основе моделей движения. Это относится и к событиям, определяемым более сложными человеческими действиями (обзор см. в Blake & Shiffrar, 2007). Один из методов изучения роли анализа движения в идентификации действий состоит в том, чтобы представить зрителям анимацию точек на теле человека, когда этот человек выполняет действие. Следующая анимация дает пример; Вы можете определить действие?
Медиа:pickup.mov
(авторское право Томаса Ф. Шипли, 2008 г. ; воспроизведено с разрешения).
Эти дисплеи точечных источников света использовались, чтобы показать, что зрители могут легко идентифицировать многие действия, основанные на биологическом движении, в условиях, когда статическая конфигурация точек дает мало информации о действии (Johansson, 1973). Зрители могут использовать сигналы движения не только для определения действия, но и для распознавания пола актеров, друзей и состояний настроения (Pollick & Patterson, 2008; Troje, 2008). Распознавание действия при биологическом движении нарушается инверсией (Shipley, 2003) и связано с избирательной активацией областей латеральной височной коры (Grossman et al., 2000; Beauchamp, Lee, Haxby, & Martin, 2003). Как и в случае других типов событий, на восприятие биологического движения также влияют межсенсорные взаимодействия (Брукс, Петреска, Биллард, Шпирер, Кларк, Бланке и ван дер Цван, 2007). Эти результаты показывают, что анализ биологического движения зависит от специализированных вычислительных механизмов и что восприятие биологических событий опосредовано информацией, поступающей от органов чувств.
Люди не просто наблюдатели за действиями; они тоже актеры. Общая точка зрения на восприятие событий, основанная на кодировании, утверждает, что общие представления лежат в основе восприятия действий других и планирования собственных действий (Hommel, Muesseler, Aschersleben, & Prinz, 2001; Rizzolatti, Fogassi, & Gallese, 2001; Prinz, 1997). Эта точка зрения поддерживается эффектами идеомоторной совместимости , в которых выполнение действия облегчается путем наблюдения конгруэнтного события, а восприятие события облегчается выполнением конгруэнтного действия. И наоборот, выполнение действия при наблюдении за другим действием снижает производительность действия. Совсем недавно эта точка зрения также получила поддержку в результате наблюдения за клетками обезьяны, которые очень избирательны в отношении определенных действий и демонстрируют аналогичную избирательность во время действия и восприятия (см. Зеркальные нейроны).
Не все события соответствуют преднамеренным действиям акторов. Люди совершают действия непреднамеренно, например, роняют тарелку или поскальзываются и падают. Перцептивные события также охватывают неодушевленные явления, такие как оползни и ливневые дожди. Важный вопрос заключается в том, в какой степени для понимания таких неодушевленных событий используются те же процедуры обработки, которые используются для понимания преднамеренной деятельности. Например, когда специализированные механизмы, такие как биологическая система движения или система зеркал, применяются к другим событиям, которые имеют некоторые общие характеристики с действиями живых существ?
События восприятия по отношению к другим видам событий
Как обсуждаемое здесь восприятие событий связано с пониманием других видов событий? Обыденный термин «событие» охватывает более широкий диапазон, чем обсуждаемые здесь события, включая вещи, происходящие в очень коротких или очень длительных временных масштабах, такие как взаимодействие между субатомными частицами или движение Сатурна по орбите вокруг Солнца. Ясно, что описанные здесь перцептивные механизмы неприменимы к событиям, которые происходят слишком быстро или длятся слишком долго; однако люди могут понимать такие явления по аналогии с событиями восприятия, выполняя мысленные симуляции, в которых время замедляется или ускоряется. Люди также могут выполнять такие симуляции, думая об общих классах событий или ситуаций, например, делая актуарные прогнозы или логические выводы (Johnson-Laird, 19).89). Таким образом, механизмы, с помощью которых люди обрабатывают перцептивные события, могут формировать основные когнитивные структуры, с помощью которых они думают о более широком диапазоне событий и ситуаций.
Ссылки
Abelson, R. P. (1981). Психологический статус концепции сценария. Американский психолог, 36, 715-729.
Баркер, Р. Г. (1963). Поток поведения как эмпирическая проблема. В RG Barker (Ed.), Поток поведения. (стр. 1-22). Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts.
Бошан, М.С., Ли, К.Е., Хаксби, Дж.В., и Мартин, А. (2003). Реакции фМРТ на видео и точечные световые дисплеи движущихся людей и объектов, которыми можно манипулировать. Журнал когнитивной неврологии, 15, 991-1001.
Бингэм, Г.П. и Викельгрен, Э.А. (2008). События и действия как динамически формируемые пространственно-временные объекты: критика моторной теории восприятия биологического движения. Понимание событий: от восприятия к действию, 1, 255–286 (32).
Блейк, Р. и Шиффрар, М. (2007). Восприятие движения человека. Ежегодный обзор психологии, 58, 47-73-EF.
Брукс, А., Петреска, Б., Биллард, А., Шпирер, Л., Кларк, С., Бланке, О., и ван дер Цван, Р. (2007). Уши, глаза и тела: аудиовизуальная обработка сигналов биологического движения. Нейропсихология, 45, 523-530.
Брукс, А., Схоутен, Б., Трое, Н.Ф., Верфайи, К., Бланке, О., и ван дер Зван, Р. (2008). Коррелированные изменения в восприятии пола и ориентации неоднозначных биологических фигур движения. Текущая биология, 18, R728-R729.
Кальво-Мерино, Б. , Глейзер, Д.Е., Грезес, Дж., Пассингем, Р.Э., и Хаггард, П. (2005). Наблюдение за действием и приобретенные моторные навыки: исследование фМРТ с опытными танцорами. Кора головного мозга, 15, 1243-1249.
Эббесен, Э. Б. (1980). Когнитивные процессы в понимании текущего поведения. В Р. Хасти (ред.), Память человека: когнитивная основа социального восприятия. (стр. 179-225). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.
Гибсон, Дж. Дж. (1979). Экологический подход к зрительному восприятию. Бостон: Хоутон Миффлин.
Гроссман, Э. Д., Доннелли, М., Прайс, Р., Пикенс, Д., Морган, В., Сосед, Г. и др. (2000). Области мозга, участвующие в восприятии биологического движения. Журнал когнитивной неврологии, 12(5), 711-720.
Хоммель, Б., Мюсселер, Дж., Ашерслебен, Г., и Принц, В. (2001). Теория кодирования событий (TEC): основа для восприятия и планирования действий. Науки о поведении и мозге, 24(5), 849-937.
Йоханссон, Г. (1973). Визуальное восприятие биологического движения и модель его анализа. Восприятие и психофизика, 14, 201-211.
Джонсон-Лэрд, П. Н. (1989). Ментальные модели. В М. И. Познер (ред.), Основы когнитивной науки. (стр. 469-500). Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
Курби, К.А. и Закс, Дж.М. (2008). Сегментация в восприятии и памяти событий. Тенденции в когнитивных науках, 12(2), 72-79.
МакГурк, Х., и Макдональд, Дж. (1976). Слышащие губы и видящие голоса. Природа, 263, 747-748.
Мишотт, А. Э. (1946). Восприятие причинности (TR Miles & E. Miles, Trans.). Нью-Йорк: Основные книги.
Миллер, Г. А. и Джонсон-Лэрд, П. Н. (1976). Язык и восприятие. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
Ньютсон, Д. (1973). Атрибуция и единица восприятия происходящего поведения. Журнал личности и социальной психологии, 28 (1), 28-38.
Поллик, Ф. Э. и Паттерсон, Х. (2008). Стиль движения, особенности движения и распознавание аффекта от движения человека. В TF Shipley & JM Zacks (Eds.), Понимание событий: от восприятия к действию. (стр. 286-307). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Принц, В. (1997). Восприятие и планирование действий. Европейский журнал когнитивной психологии, 9(2), 129-154.
Риццолатти Г., Фогасси Г. и Галлезе В. (2001). Нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе понимания и имитации действия. Nature Reviews Neuroscience, 2, 661-670.
Секулер, Р., Секулер, А.Б., и Лау, Р. (1997). Звук изменяет визуальное восприятие движения. Природа, 385, 308.
Шипли, Т. Ф. (2003). Влияние объектно-событийной ориентации на восприятие биологического движения. Психологическая наука, 14(4), 377-380.
Тройе, Н. (2008 г.). Извлечение информации из шаблонов движений человека. В TF Shipley & JM Zacks (Eds.), Понимание событий: от восприятия к действию. (стр. 308-334). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Уайер, Р. С., младший и Радвански, Г. А. (1999). Понимание и проверка социальной информации. Psychol Rev, 106 (1), 89-118.
Виткин, Х. А., Вапнер, С., и Левенталь, Т. (1952). Локализация звука с противоречивыми визуальными и слуховыми сигналами. Журнал экспериментальной психологии, 43, 58-67.
Zacks, J.M., Braver, T.S., Sheridan, M.A., Donaldson, D.I., Snyder, A.Z., Ollinger, J.M. et al. (2001). Активность человеческого мозга привязана во времени к границам событий восприятия. Nature Neuroscience, 4(6), 651-655.
Закс, Дж. М. и Ласточка, К. М. (2007). Сегментация событий. Текущие направления в психологической науке, 16, 80-84 (5).
Закс, Дж. М. и Тверски, Б. (2001). Структура события в восприятии и концепции. Психологический бюллетень, 127(1), 3-21.
Внутренние ссылки
- Сэйдзи Огава и Юл-Ван Сунг (2007) Функциональная магнитно-резонансная томография. Scholarpedia, 2(10):3105.
- Джакомо Риццолатти и Маддалена Фаббри Дестро (2008) Зеркальные нейроны. Академия, 3 (1): 2055.
Рекомендуемая литература
Gibson, J.J. (1979).